Что такое широкополосные динамики. Широкополосная акустика и ее выбор. Особенности работы широкополосной акустики

Воспроизведение звука, особенно в условиях салона автомобиля – процесс сложный и отвечающий сразу множеству требований. Основной нюанс состоит в том, что совершенно любой динамик будет воспроизводить одни частоты лучше, другие – хуже. Причины этого эффекта излагаются ниже, возможно, они покажутся лишними аудиофилам с хорошими техническими знаниями. Но будут очень полезны «чайникам», ищущим для своей машины хороший звук. Считается по аналогии с обычными аудиосистемами, что с этой задачей может справиться широкополосный вариант на 8 см, 10 см, 12 см. Что это такое?

Широкополосное воспроизведение – заводской комплект для автомобилей среднего класса

Колонки с широкополосным воспроизведением на 8 см, 10 см, 12 см устанавливают на большинстве заводских конвейеров. Они могут устраивать или не устраивать, но качество звучания будет зависеть от производителя. Выбор этого варианта связан с воспроизведением низких и высоких частот без кроссовера. Многие аудиофилы уверены, что именно так задается чистота звука, при этом есть одно «но».

Оно состоит в следующем, чем больше корпус, тем лучше он воспроизводит низкие частоты и хуже – высокие частоты. Крупные полнодиапазонные динамики, прежде всего, не могут похвастаться ровной частотой звука на высоких частотах. Среднеразмерные колонки имеют обычно ровные высокие частоты, хорошую дисперсию (о ней позже). В пределах 5-7,5 Мгц они звучат отлично, но даже не специалисту понятно, что не хватает басов. При всех недостатках широкополосные динамики к колонкам являются отличным дополнением, так как имеют малый размер, соответственно, страдают по воспроизведению басов. Лучшими будут крупные версии до 10 дюймов.

Дисперсия характеризует его способность рассеивать звук во всех направлениях. Если у динамика плохая дисперсия, то звук будет очень напоминать звучание акустики под одеялом. Если в магазине вы слышите из колонки хороший естественный звук, значит, с дисперсией в этой модели все отлично. То же касается басов, улучшенные образцы снабжены дополнительно сабвуфером, компенсирующим недостаток низких частот. Устройства на 10 дюймов помогут получить качественные низкие частоты.


Какие требования к колонкам и особенности отбора модели

Если вы еще не определились, что вас интересует из широкополосной акустики 8 см, 10 см, 12 см, сделайте небольшую анкету:

  • размер динамика;
  • ценовой диапазон;
  • требования к ВЧ и НЧ.
  • требования к дисперсии.

В принципе все эти параметры можно оценить на слух при определенной доле приближения, главное, знать критерии, по которым отбираются качественные динамики. Так можно определить, какой вариант является лучшим для вашего личного пакета предпочтений.


При прослушивании акустического устройства обратите внимание:

  • на естественность звука (дисперсию): достойное воспроизведение широкополосного диапазона дает богатый звуковой спектр с естественными особенностями;
  • на низкие частоты в малых акустических приборах (широкополосный динамик 12 см требует сабвуфера);
  • на высокие частоты в больших динамиках (широкополосные динамики 8 см могут выступать как «пищалка», то есть рассчитанными на воспроизведение высоких частот);

Покрутите регулятор громкости и проверьте звучание на разных диапазонах воспроизведения.

Важно! При выборе стоит учитывать, что колонки будут в салоне звучать по-другому. Это связано с особенностями замкнутого пространства. Кроме того, в теории динамик с полным диапазоном используется часто в монокомплектации, как воспроизводящий полный диапазон частот. В сочетании с другими моделями нужно обстоятельно подходить к выбору.

Решить проблему воспроизведения в салоне можно двумя способами:

  • приобрести магнитолу со звуковым процессором, который компенсирует недостатки;
  • протестировать устройства, установленные в салоне;
  • выполнить настройку звука за счет самодельных элементов (при наличии навыков).

То есть при наличии возможности замены товара не спешите от нее отказываться. Качественный звук требует жертв.


Рейтинг полнодиапазонных акустических устройств: какие выбрать

Это не всегда реализуемо, но желательно. В целом басы в таких версиях не будут звучать хорошо, а ВЧ будут довольно плоскими. Некоторые звуковые компании обеспечивают улучшенные характеристики колонок, соответственно, одни полнодиапазонные устройства будут звучать лучше, другие – хуже.


В качестве замены этих моделей рекомендуют коаксиальные, они содержат излучатели для разного диапазона звуковых частот. Такие модели дают более качественный звук и предпочтительный для автомобилей. Таким образом, подходяшей полнодиапазонной акустической системой для автомобилей будет именно этот вариант.

Для коаксиальной автомобильной акустики рейтинг выглядит следующим образом:

  • FOCAL 165 AC – одни из подходящих 16 сантиметровых, уступают компонентой системе, но звучат отлично;
  • Morel Tempo Coax 6 – выполнены из стекловолокна, поэтому дает хорошо сбалансированные НЧ и СЧ. Имеют качественный диффузор для НЧ;
  • Infinity REF-6522ix – отличная двухполосная система;
  • Pioneer TS-1339 – хорошо воспроизводят басы и средние частоты, поэтому очень популярны среди покупателей недорогого, но качественного звука.

Таким образом, лучшие широкополосные динамики 8 см, 10 см, 12 см для автомобилей – это все же дорогостоящая экзотика (если только не выполнены как самодельные аналоги), которую лучше заменить коаксиальными версиями, они также дают полнодиапазонное звучание с меньшими затратами. Теперь вы знаете, что это такое полнодиапазонные устройства на 8 см, 10 см, 12 см и сможете сделать выбор самостоятельно.

При этом отметим, что компонентные системы все же дают более высокого класса звук, поэтому приведенные варианты — это только неплохая бюджетная замена.

Широкополосные колонки - это акустические системы, в которых электрический сигнал подается к динамику без предварительного деления на частотные полосы - НЧ и ВЧ. В самом начале эры звуковоспроизведения практически все динамики обладали высокой чувствительностью и были широкополосными. По мере развития технологии звуковоспроизведения, конструкция колонок с одним динамиком, отвечающим за весь звуковой спектр, была вытеснена системой, в которой звук делился на две полосы специальным устройством - кроссовером. В таких колонках отдельные динамики разной конструкции, из разных материалов и разных массо-габаритов "обслуживали" свой индивидуальный поддиапазон. Нижний динамик с большей площадью и плотностью диффузора отвечал за низкие частоты и середину, а верхний - за ВЧ. По мере развития акустических систем, дробление звука на полосы продолжалось, и стали появляться колонки с тремя, четырьмя и даже пятью звуковыми полосами - их стали называть . Если следовать определению точно, то широкополосные колонки в чистом виде встречаются в наши дни разве что в «радиоточках», но маркетинг внес свои коррективы, и под определение сегодня попадают множество колонок, которые в строгом смысле широкополосными не являются - они являются ДВУХПОЛОСНЫМИ. Сигнал делится в них кроссовером на две полосы и подается на два динамика различной конструкции - верхний динамик отвечает за ВЧ, нижний за НЧ и СЧ. При этом существуют другие акустические системы, в которых тоже две полосы и два динамика, но широкополосными никто их не называет. Где истина?

Чтобы не путать читателей, мне кажется, давать современное определение «широкополосной акустики» нужно именно с маркетинговой, а не технической стороны. Тем более, что с технической стороны оно уже дано в начале статьи.

Широкополосная акустическая система сегодня - это, как правило, напольная или большая полочная колонка, в которой не больше двух динамиков высокой чувствительности. Динамик, отвечающий за НЧ и CЧ оснащен легким тонким диффузором значительной площади, чаще всего бумажным. На его долю выпадает воспроизведение большей части звукового спектра музыки - от барабанов до вокала. Динамики, отвечающие за ВЧ, также отличаются значительной площадью - они меньше низкочастотных, но никаких «пищалок» с металлическим диффузором размером с пятак в широкополосных акустических системах вы не увидите.

Легкие диффузоры широкополосных динамиков способны передавать тончайшие нюансы музыки - обертона вокала, легчайшие струнные щипки. Когда слушаешь широкополосную акустику с хорошим воспроизводящим трактом, кажется, можно расслышать осыпающуюся со смычка скрипача канифоль. Широкополосная акустика идеальна для воспроизведения классической и легкой живой музыки, и за это ее заслуженно любят многие аудиофилы. Лучшие широкополосные колонки, что мне доводилось слышать, были созданы на основе динамиков LOUTHER. Послушать и заказать их можно

Акустические системы UNIVERSO VIRTUOSO Александра Червякова (www.tube-eden.ru) - классическая широкополосная акустика. Однако с первого взгляда понятно, что это все-таки двухполосные колонки.
______________________________________________________________

Подробнее об этих акустических системах расскажет сам Александр:

"Давным-давно мне посчастливилось услышать правильную "щитовую" ("open baffle"
по-английски) акустику на правильных динамиках в правильной комнате. Этот звук я запомнил на всю жизнь. Ничего более естественного, легкого, музыкального представить себе невозможно. Здесь нет никакого шаманства и изотерики- просто динамики работают не испытывая никакого давления с задней стороны на диффузор и, как результат, мы имеем такой открытый, легкий и воздушный звук. Т.к. динамик излучает звук и с обратной своей стороны, создается дополнительный объем, очень хорошо передается атмосфера студии или концертного зала,
появляются дополнительные обертона, кот. невозможно услышать в любом другом оформлении. К сожалению, в этой жизни за все приходится платить. Я недаром упомянул слово "правильный" три раза. Для получения более-менее приличных НЧ динамик должен быть не менее 12", а щит очень большим. Но самое главное, комната должна быть тоже большой! Нельзя ставить такую акустику близко к стенам. Мин. 2-3метра от стен. Это совсем убивает эту идею в наших реалиях. Правда,
находятся "энтузиасты", не отягощенные ни опытом, ни знаниями, и ставят первые попавшиеся динамики в щиты, типа, "дверь" и пруцца. Оставим им это щастье, а сами пойдем другим путем...

Концепция.
1. Т.к. мой любимый и, на мой взгляд, самый лучший усилитель имеет макс. мощность всего 2Вт, общ. чувствительность акустики должна быть не
менее 95-96дБ/Вт. Это даст возможность комфортно слушать музыку всего на 0.5Вт мощности в комнате 20-30м2.
2. Акустика должна звучать в комнатах любых разумных размеров (15-60м2).
3. Средние и высокие частоты должны отыгрывать одним широкополосным динамиком в оформлении "open baffle". Динамик должен быть очень музыкальным и сбалансированным.
4. ШП секция должна свободно перемещаться во все стороны для выбора оптимального положения.
5. За НЧ должна отвечать отдельная секция. Обязательно не менее 12". Требуется идеальная "сшивка" между НЧ и ШП. Фильтр должен быть простейшим 1-го порядка. Частота раздела должна лежать в пределах 100-200Гц. Такое возможно только при правильном и удачном выборе НЧ динамика. Динамик должен быть чувствительностью не менее 96-97Дб/Вт.
6. Возможность оперативной регулировки по уровню между НЧ и ШП для личных и жанровых предпочтений.
7. Необычный дизайн и отделка. Не использовать лаки, придающие вид дешевого ламината натуральному шпону. Отдать предпочтение воскам и маслам. Возможный "закос" под винтаж.

Конструкция.

Все, что перечислено в концепции удалось реализовать и в конечной конструкции. Самым сложным, дорогим и утомительным оказался выбор НЧ динамика. Современная индустрия полностью переключилась на выпуск тупых, тяжелых, длинноходных, низкочувствительных с муторным звучанием НЧ динамиков. Широкополосный динамик очень быстрый и легкий и подобрать такой же НЧ мне, вообще, казалось невозможным. Но чудо все-таки свершилось. Удалось найти очень быстрый и легкий с небольшим ходом бумажный с тканевым подвесом, кот. не отстает от ШП. Важно, что он не имеет обычного для НЧ динамиков гигантского "выброса" на конце своего рабочего диапазона, поэтому его оказалось возможным "обрезать" простейшим фильтром на одной катушке. Динамик 12"(30см),
американский Эминенс. Корпус объемом 150л,оформление фазоинвертор.
ШП- Аудио Нирвана, 6.5", тоже США. Очень музыкальный и сбалансированный. Фильтр для него простейший 1-го порядка на пленочном кондесаторе Солен. "Пуристы" могут запросто от него отказаться, убрав фазовую рассогласованность правильным расположение ШП секции на корпусе
НЧ. ШП имеет регулятор уровня. Идея его такова: хотите поддать газку на роке или
электронщине- удавите ШП и добавьте мощности усилителем. Вас сдуют со стула два правильных
12" НЧ динамика в правильном НЧ оформлении. Большой барабан вас порадует.
Отделка- шпон, покрыт воском. Шпон возможен любой. В моем случае- дуб.

Звучание.
Бессмысленно его описывать. Надо слушать. Звук необычен. Не имеет ничего общего с современной брендовой акустикой за любые деньги. Аналогов не знаю. Согласованность и сбалансированность идеальная. Звук полностью оторван от колонок- их просто не существует. Только музыка и вы. Музыканты пришли к вам в гости и играют для вас. Как всегда у меня, звучит в комнатах любых размеров. Желательно, конечно, побольше. Это не связано с детскими и дурацкими болезнями уродских современных систем- типа, бубнения на НЧ. У меня никогда ничего не бубнит и не гудит. Просто- априори большая акустика лучше раскрывается в больших помещениях. Если у вас 20м2- уже нормально, 30м2-хорошо, 40м2 и более- великолепно.

Жанровые предпочтения.

Если вы слушаете в основном рок, пожалуй, вам надо пройти мимо. В принципе, иногда можно оторваться с мощным двухтактником или транзисторником, но не более. Если ваши предпочтения- джаз, вокал, классика, блюз- добро пожаловать.

Переход на новые принципы организации звучания динамиков обычно подкрепляется или даже обуславливается внедрением последних технологий, что, как правило, дает немало преимуществ. Однако встречаются и обратные процессы, когда новые технологические решения позволяют выявить еще более ценные качества работы некогда забытых и ушедших в прошлое концепций. Нельзя сказать, что широкополосная акустическая система, обзор которой представлен ниже, сегодня полностью обделена вниманием, но центральное направление развития звуковой аппаратуры с ней едва ли можно связать. В этом отношении прочное место занимаю многоканальные динамики, у которых есть свои очевидные преимущества. Тем не менее неспроста крупные фирмы наподобие Jordan, Reps, Lowther и другие продолжают вкладывать серьезные ресурсы в сегмент широкополосников.

Особенности широкополосных систем

Оценивая современные акустические системы, опытный клиент обязательно разузнает все мельчайшие подробности о кроссовере динамика. Это дополнение, в основе которого находится конденсатор с катушками индуктивности, ничем себя не выдает, но обеспечивает важную функцию - разделение электрического звукового сигнала на отдельные полосы. В итоге формируются частотные линии, среди которых обязательными будут верхние и нижние полосы. Звучание сегментировалось на разные поддиапазоны, что позволяло распределять звуковой фон по окружающему пространству. Но внимание на кроссовер обращается не столько по причине выяснения качества его работы, сколько для понимания потенциального ущерба, который он может нанести чистоте звука. В свою очередь, широкополосная акустическая система избавлена от кроссовера и, следовательно, не предусматривает разделение сигнала на полосы. На первый взгляд, это должно обеспечивать сплошные преимущества, но по-настоящему качественное исполнение таких динамиков встречается крайне редко.

Выбор по характеристикам

Номинальные рабочие параметры могут соответствовать аналогичным показателям многоканальной акустики. Начинать подбор следует с чувствительности динамиков, которая будет свидетельствовать о качестве звучания. Эта величина измеряется в децибелах и в среднем составляет 80-90 дБ. Низший уровень характеризуется жестким, но отчетливым и динамичным звучанием. По мере повышения количества децибел динамик работает мощнее и громче. К слову, непосредственная мощность определяется диапазоном 50-100 Вт. Это величины для домашнего применения, а если речь идет об организации небольшого мероприятия, то меньше 150 Вт и рассматривать не стоит. Что касается частотного диапазона, который в данном случае не разделяется, то средняя широкополосная акустическая система располагает спектром 20-20 000 Гц. Далее учитывается сопротивление. Существуют значения 4, 6, 8 Ом. Они указывают на способность акустики работать в условиях баланса высокой громкости и слышимости звука.

Что предпочесть - центральный колпак или конус-визер?

Конструкционной особенностью широкополосных систем является устройство динамика. Модели с центральным колпаком можно назвать классическими - по сути, это обычный динамик, ничем особым в рабочих качествах себя не выдающий. Так называемые динамики-дудки, то есть конус-визерные модели отличаются тем, что помимо основного конуса также имеют и второй дополнительный рядом. Наличие вспомогательного воспроизводящего конуса тоже призвано имитировать разделение частот, но подобные решения оправдывают себя лишь в случае с малогабаритными комплектами. Если стоит выбор широкополосного динамика для акустической системы средних или крупных размеров, то лучше полагаться на стандартное устройство без кроссовера. Одиночные динамики с мощным потенциалом способны обеспечивать достаточно четкий, естественный и полнокровный звук без искажений.

Выбор оптимального баса

Специалисты рекомендуют для качественного проигрывания «Бас-Хорн», который характеризуется гибкими переходящими параметрами и живым звучанием. И напротив, не рекомендуются длинные полипропиленовые рупоры-конусы, так как они даже в номинальных значениях выдают низкокачественный неестественный бас. Отчасти это связано с материалом изготовления. Желательно выбирать широкополосные динамики из современной акустической бумаги или кевлара. Такие устройства на порядок лучше звучат. И здесь же надо отметить одно противоречие в характеристиках широкополосных систем. Конфликт обусловлен не сочетаемостью широкого частотного спектра и полным проигрыванием баса. Поэтому оптимально себя в этом качестве показывает активная широкополосная акустическая система, в которой, впрочем, высокие частоты могут ослабевать. Для пассивных же систем рекомендуется применять усилители, а в крайнем случае можно модернизировать динамики кустарным способом, расширив их рабочую поверхность.

Выбор конструкции

Отталкиваться, конечно, следует от характеристик места эксплуатации системы, ее способности к отражению звука и другие физические качества. Не стоит бояться предметов мебели, оборудования и различных установок в помещении - при отражении от них звук становится живее и естественнее. Универсальным решение будет дипольная колонка, один динамик которой можно и вовсе направить прямо к стене. Как отмечают инженеры, направленный эффект отражения выступит минимизатором других, уже негативных биений о предметы, выравнивая тем самым звуковую картину. Пользуется спросом и широкополосная акустическая система, обеспеченная фазоинвертором. Это колонка с отверстием-воздуховодом, наличие которого позволяет системе лучше справляться с обработкой гармоник. Впрочем, в этом случае придется пожертвовать четкостью, детальностью и естественностью звучания.

Производители акустики

Как уже отмечалось, разработкой акустики с одной полосой звучания занимаются вполне именитые бренды Reps, Jordan, Lowther и другие. Однако популярные и модные на сегодняшний день фирмы наподобие DALI, Sony и Yamaha экспериментов в этой области не поддерживают. Из наиболее удачных систем, которые сегодня можно встретить на рынке, выделяется акустическая широкополосная система EVM CS 2153 профессионального назначения. Ее частотный диапазон составляет 45-20000 Гц, сопротивление - 4 Ом, а чувствительность - 101 дБ. Но, мнения о качестве ее звучания расходятся. Одни отмечают размытость звучания, металлические тона и завалы в середине спектра, а другие подчеркивают живость и сбалансированность «волны», а недостатки списывают на использование неподходящего усилителя.

Производители динамиков для акустики

Любителям проектировать собственные акустические системы стоит рекомендовать и производителей непосредственно динамиков. Лидером в сегменте является компания Fostex, на комплектующих которой, к слову, собирает свою продукцию Gemme Audio. Из средних по размерам динамиков этой фирмы может получиться вполне достойная широкополосная акустическая система. Фото ниже, в частности, демонстрирует 120-миллиметровый динамик Fostex чувствительностью 98 дБ. Также в сегменте присутствуют такие производители, как Peerless, Beyma и Visaton, но их продукция не так востребована.

Вопрос цены

В силу оптимизированности начинки, такие колонки пользуются менее богатым набором высокотехнологичных компонентов, поэтому и стоимость у них невысокая. В премиальном для своего уровня классе ценник может составлять 30-40 тыс. руб. Например, модификация EVM CS 2153 доступна в среднем за 30-35 тыс. Опять же, поскольку широкополосная акустическая система базируется на соответствующих динамиках, то на них ложится основная ценовая нагрузка. Один высококачественный элемент Fostex, например, может стоить 7-9 тыс.

Что еще учесть при выборе акустики?

Когда речь заходит о классических концепциях в сфере аудиоаппаратуры, то винтажные системы напрашиваются сами собой. Это направление достойно внимания, но только с точки зрения дизайна и стилистики. В современных же комплектах внимание скорее заслуживает набор интерфейсов и средств коммуникации. Поскольку акустические системы с широкополосными динамиками никак не ограничиваются в этом плане, то можно смело предусматривать несколько клемм для усиления. Высокотехнологичные модели также обеспечиваются беспроводными средствами соединения - это решения для ценителей гибкой и комфортной организации звучания.

Преимущества и недостатки широкополосников

По своей природе широкополосные системы призваны звучать чище, натуральнее, объемнее и в целом качественнее. По той причине, что процесс распространения и обработки сигнала не искажается вспомогательными средствами - кроссоверами, фильтрами и т. д. Кстати, те же кроссоверы в многоканальных установках не просто модифицируют звуковой сигнал, но и вносят в него сторонние оттенки. Но с другой стороны, есть и логичные проблемы с охватом всего частотного диапазона, который в принципе не способна на всех уровнях качественно прорабатывать широкополосная акустическая система. Преимущества натуральности звука нивелируются его же естественной слабостью в верхнем спектре. Встречаются модели, в которых этот недостаток минимизирован, но это значит, что были ухудшены другие характеристики аппаратуры.

Заключение

При всех плюсах широкополосные модели акустики не способны конкурировать с аппаратурой, которая доминирует на рынке Hi-End-класса. Опять же, дело не в самой идее однополосного обеспечения звука, а в востребованности многоканальной конфигурации, которая и обуславливает интерес разработчиков к этому направлению. Тем не менее ценителям альтернативных решений не составит труда найти и подходящую широкополосную акустическую систему. Как выбрать оптимальный комплект? Понимая все особенности звучания таких систем, важно сконцентрировать внимание на слабых местах. Определить, чем придется жертвовать ради целевой «картины» звучания. По большому счету выбор будет между верхними и нижними частотами. В своем стандартном исполнении проигрывать будут верхи, но посредством переработки ситуацию можно исправить в обратную сторону. Если же планируется покупать акустику для домашнего использования в небольшом помещении, то и переработка может не понадобиться. Оптимальное сочетание характеристик поможет обеспечить правильно подобранный усилитель. По крайней мере, он сбалансирует весь спектр относительно баса и выровняет качество звука в условиях высокой громкости.

Пожалуй, нет такого автовладельца который не оказывался бы перед кажущемся сперва несложным выбором: приобрести штатную, недорогую автомагнитолу или же пробить серьёзную брешь в своем бюджете, приобретя качественную аппаратуру, цена которой заставляет взвесить все «за» и «против» при принятии данного решения.
Подойдя со всей серьезностью к выбору автомобильной акустики невозможно обойти стороной главный вопрос - чем отличается компонентная акустика от коаксиальной? Поиск ответа на данный вопрос заставляет автовладельца длительное время балансировать при принятии решения, изучать недостатки и преимущества каждой из систем, взвешивать свои предпочтения и возможности.
Но правильный выбор имеет место быть только в том случае, когда наименования и технические характеристики являются не простым набором букв, а являются много говорящими за себя терминами. Как раз для проведения четкости вашему вниманию представлена данная инструкция, объясняющая, в чем отличие компонентной акустики от коаксиальной?

Первичные вводные

Для начала было бы неплохо понять то, что какая бы вам не понравилась, она все равно будет представлять собой компоновочную схему, которая представляет собой не только автомобильную магнитолу и пару динамиков, но еще и усилитель, чейнджер, сабвуфер, множество проводов и монтажных приспособлений (пример на следующем фото).

Коаксиальная акустика

Если судить по ценовому возрастающему фактору, то первым в данном списке находится обыкновенный широкополосный динамик.

Далее по списку идет коаксиальный , чье преимущество перед широкополосным заключается в большем охвате полосы воспроизведения звуковых частот.
Конструктивная особенность самой коаксиальной акустической системы такова:

  • В одном корпусе наличествуют несколько динамиков;
  • Воспроизведение звуковых колебаний различных частот разбиваются по областям;
  • Для разделения электрического сигнала идущего от «головы» к динамику используется специальный фильтр – кроссовер* (в более «серьезных» моделях выполняется в отдельном корпусе, в болеe «простых» в качестве фильтра используется обыкновенный конденсатор).

Кроссовер представляет собой схему «конденсатор - катушка индуктивности», назначение которой: разделение определенных значений всего спектра частот по звуковым дорожкам. Применяется как в компонентной, так и в коаксиальной акустической системе.

Совет! Выбор правильных компонентов фильтра играет огромную роль в звучании всей акустической системы.

Главным преимуществом коаксиальной акустической системы является то что, не имея на руках большой денежной суммы вполне возможно скомплектовать «под себя» достойный вариант компоновочной акустической схемы.
И более того, установка данной системы не вызовет у владельца авто каких либо сложностей, все работы по монтажу и подключению можно сделать своими руками в несколько этапов:

  • Устанавливаем новое оборудование на штатное место (более дорогие модификации, как правило, устанавливаются нестандартно, на пьедестале и т. п.);
  • Подключаем выхода динамиков непосредственно к самой магнитоле или же к усилителю сигнала.

К недостаткам вышеописанной системы можно отнести, вопреки вышеописанным похвалам, качество звучания, которое несколько в стороне от идеальных параметров. Все дело в том, что один динамик просто физически не может четко воспроизвести весь спектр звука, смешение частот неизбежно, что и отражается на качестве звучания.

Компонентная акустика

В более выгодном свете по качеству звучания и неискаженными частотами выглядит компонентная акустическая система, в которой каждый динамик воспроизводит именно свой частотный диапазон и подключается к своему индивидуальному каналу автомагнитолы/усилителю, за счет чего вся акустическая схема работает слажено и её составляющие не мешают, не перебивают друг друга.

Однако, как известно за все нужно платить:

  • Цена на данный вид акустики на порядок выше;
  • Высокие требования к самой автомагнитоле(см.), цены на которую так же «кусаются» (подключив весь профессиональный «фарш» к обычной «голове» вы вряд ли станете ценителем хорошего звука);
  • Сложности монтажа (своими руками правильно разнести по частотам и установить динамики в салоне автомобиля будет несколько проблематично, хотя как знать, не боги ведь горшки обжигают, да и видео инструкций в сети полным полно…);
  • В большинстве случаях не удастся избежать применения в салоне автомобиля дополнительных звукоизоляционных материалов.

Размышления вслух, сравнение

К сожалению, в настоящий момент не существует компании производителя, которая бы выпускала идеальные компонентные акустические системы, у каждой имеются как свои преимущества, так и недостатки.
А если предположить что автомагнитола большую часть своего рабочего времени занимается радиовещанием, то возникает резонный вопрос о целесообразности таких высоких материальных затрат. Достаточно будет уже установленных автопроизводителем обыкновенных широкополосных динамиков, так как всё равно никакая акустика не сможет качественно раскрыть глубокие басы и высокие частоты вашей любимой радиостанции.
Главное же отличие коаксиальной акустики от компонентной в том, что коаксиальная играет из одной точки, а компонентная, так как установят её динамики. Что же касается диапазона воспроизведения, то у обоих он разбивается на несколько частей, но в обоих случаях «высокочастотники» не мешают распространяться низкочастотным волнам.
В принципе, динамики в обоих случаях должны находиться как можно ближе друг к другу, особенно данное условие актуально для «высокочастотников» подключенных в трехполосной системе.
Акустические системы различаются по количеству подключенных динамиков и по форматам воспроизведения звука (реализуются за счет сочетания нескольких систем акустик):

  • Двухполосная включает в себя НЧ/СЧ (мидбасы) и СЧ (твитер) динамики;
  • Трехполосная - добавляется еще один СЧ динамик.

Число полос определяется кроссовером – число полос равно количеству входящих динамиков:

  • Стерео формат (2-х канальный) – пара фронтальных широкополосных акустических систем;
  • Dolby Surround, объемный звук (4-х канальный) – пара фронтальных + пара тыловых систем;
  • Эффект присутствия, 5.1, Dolby Digital (6-ти канальный) - пара фронтальных + пара тыловых + центральная система, а так же сабвуфер.

Помимо этого необходимо учитывать и физический размер динамиков, так как качество звучания динамиков работающих в областях низкой и средней частоты сильно зависит от размера футляра (акустического оформления).
Например:

  • Для воспроизведения «глубоких» басов рекомендуется устанавливать 16-17 сантиметровые динамики (но даже с такими «блинами» вам не угнаться за самым заурядным сабвуфером, который просто незаменим на низких частотах);
  • Размерность динамиков в 10, 13 и в 16 сантиметров рассчитаны на объем эквивалентный двери автомобиля, что предполагает их установку в корпус двери (бывают и исключения, необходимо смотреть индивидуально в рекомендациях по установке, которая иногда может быть просто напечатана на упаковочной коробке);
  • К высокочастотному динамику в силу его небольших размеров не стоит относиться с пренебрежением, он играет очень большую роль во всей компоновочной акустической схеме.

Итоги

Переосмыслив вышеизложенную информацию и ответив на свой вопрос о том, чем отличается коаксиальная акустика от компонентной, предлагаю подвести некоторые итоги:

  • Не стоит менять штатную акустику тем, кто раз в день, по полчаса использует свой радиоприемник лишь для прослушивания новостей;
  • Маленький автомобиль так же не совсем удачный вариант для установки компонентной акустической системы, поскольку небольшое пространство салона такого автомобиля просто физически не сможет полностью раскрыть весь спектр частот, а сама акустика займет практически всю полезную площадь багажника (если конечно её туда удастся запихать);
  • Ну а тем кому «медведь на ухо наступил» или же просто не является большим поклонником качественного звучания просто не целесообразно платить высокую цену за «прокаченную» систему, ощутимую разницу вы, скорее всего, не почувствуете;
  • Если вы все-таки являетесь фанатом качественного звука или же считаете себя таковым, то экономия на акустике для вас просто не приемлема, для вас проложена одна дорога – компонентная акустическая система хорошего качества.

В заключение хотелось бы вас попросить не пренебрегать полученными знаниями во время выбора нужной вам акустической системы, и пожалуйста, будьте аккуратны – излишний шум является отвлекающим фактором, что не может не сказываться на качестве управления автомобилем.


Вопросы о широкополосной акустике (что это,как работает, в чём преимущества использования) возникают достаточно часто. Дело в том, что при разработке современной аудиотехники особое внимание уделяется качеству и насыщенности звучания записей. Решить эту задачу позволяет аппаратура, которая способна работать одновременно с несколькими динамиками. Её принято называть широкополосной.

Широкополосная акустика - что это

Принцип работы аппаратуры основан на том, чтобы каждый излучатель работал в отведённом ему поддиапазоне. Это позволяет с высокой эффективностью использовать широкополосные акустические системы для работы в пределах от 40 Гц до 20 кГц. При этом необходимо учитывать тот факт, что при воспроизведении низких и высоких частот в высоком качестве можно задействовать 2- или 3-полосные устройства.

В первом случае аппаратура будет состоять из одного или двух средне- и низкочастотных динамиков 12 ″ или 15″ и ещё одного 1-2-дюймового для высоких частот. Также возможно разделение сигналов низкой частоты на части при помощи встроенного кроссовера. Подобное техническое решение позволяет избежать необходимости использования отдельного сабвуфера и упростить процесс установки звукового оборудования.

3-полосная система предполагает, что каждый из 3 динамиков будет воспроизводить соответственно низкие, средние или высокие частоты. При этом одним из важных показателей работы аппаратуры является амплитудно-частотная характеристика, которая является критерием, позволяющим оценить правильность воспроизведения медиафайлов. Трёхполосная акустика - дорогая техника, покупка которой оправдана в том случае, когда планируется её установка в помещении с хорошей акустикой. Только таким образом можно добиться хорошей разборчивости звука.

Особенности работы широкополосной акустики

Важно учитывать при выборе широкополосной акустики, что эта система с применением драйвера будет воспроизводить файлы с достаточно плотной серединой. В то же время при использовании твитера, средние частоты будут слабо выражены. В подобной ситуации специалисты рекомендуют использовать двухполосную акустику, которая позволит добиться отличной плотности звука, мощного вокального сопровождения и ярких средних частот.

В нашем интернет-магазине вы сможете подобрать акустические системы любого типа, ознакомиться с обзорами минисистем , домашних кинотеатров , проигрывателей, других видов мультимедиа аппаратуры. Для получения подробной консультации и помощи в выборе вы всегда можете обратиться к нашим специалистам.