Информационный взрыв: становление и развитие. Что такое информационный взрыв и как он появился? Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Ускоренное развитие производства естественным образом сопровождалось соответствующим увеличением и обновлением суммы знаний, накопленных человечеством. Д. Мартин, один из крупнейших специалистов в области обработки информации, утверждает, что «...к 1800 году общая сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, а к 1970 году - каждые 5 лет». Некоторые аналитики считают, что в настоящее время этот период составляет всего 2-3 года. Лавинообразный рост информационных потоков, начавшийся в XIX веке, к середине XX века привел к тому, что люди потеряли возможность ориентироваться в море информации и эффективно ее обрабатывать, поскольку даже на простой поиск нужной информации приходилось затрачивать весьма значительные усилия. И это несмотря на то, что значительная доля людей уже оказалась вовлеченной в трудовой процесс, непосредственно связанный с обработкой информации. По данным ряда американских исследователей, к середине XX века в информационную сферу труда в США было вовлечено более 30% трудоспособного населения (бухгалтеры, почтовые служащие, банковские работники и т. д.). Возникшая ситуация получила в свое время название «информационный взрыв». К концу XX века основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран стала информация. И тенденция перекачивания трудовых ресурсов из материальной сферы в сферу, так или иначе связанную с обработкой информации, неуклонно укрепляется во всем мире.

Появление эвм

Итак, к середине XX века перед человечеством возникла проблема обуздания «разбушевавшейся» информационной стихии, когда информация становится недоступной только потому, что ее чрезвычайно много и отыскать нужные данные очень и очень непросто. К этому же времени (как по заказу) оказались созданными и технические условия для производства программно-управляемых вычислительных машин, которые были реализованы в упоминавшихся выше электромеханических вычислительных машинах. Однако механические перемещения - неотъемлемая часть реализации вычислительных операций в механических и электромеханических машинах - существенно ограничивали их быстродействие. Так, например, самая быстродействующая релейная машина «РВМ-1», которая была построена в 50-х годах XX века в СССР под руководством Н. И. Бессонова, выполняла операцию умножения за 0,05 с (20 умножений в секунду). То есть «РВМ-1» была только в 14 раз быстрее, чем машина «Марк-2». Такой уровень быстродействия не удовлетворял практическим потребностям даже того времени. Только полностью электронные, то есть исключающие механические перемещения в процессе вычислений и, следовательно, безынерционные устройства могли решить проблему быстродействия вычислительных машин.

Начало последнего на сегодняшний день электронного этапа в развитии средств обработки информации относится к сороковым годам XX века. В 1937-1942 годах в США под руководством Дж. Атанасова и К. Берри была построена первая полностью электронная машина «ABC» (Atanasoff-Berry Computer), содержавшая около 600 электронных ламп накаливания. Но эта машина могла выполнять только операции сложения и вычитания.

Первая в полном смысле этого слова ЭВМ i - универсальная программно-управляемая Электронная Вычислительная Машина (соответствующий термин англоязычного происхождения - компьютер) была разработана в 1943-1945 годах в Пенсильванском университете США под руководством Д. Маучли и П. Эккерта. Эта машина называлась «ENIAC» - Electronic Numerical Integrator And Computer - электронно-цифровой интегратор и вычислитель. Она весила 30 тонн, ее высота была 6 метров, а площадь -120 квадратных метров. Машина состояла из 18 тысяч электронных ламп накаливания и выполняла примерно 5 тысяч арифметических операций в секунду (сравните с 20 операциями в секунду у электромеханической машины «РВМ-1»),

Программа работы машины «ENIAC» задавалась вручную с помощью механических переключателей и гибких кабелей со штекерами, вставляемыми в нужные разъемы. Поэтому любые изменения в программе требовали много сил и времени. Выдающийся математик Джон фон Нейман, анализируя работу первых ЭВМ, пришел к выводу о необходимости хранения выполняющейся программы и обрабатываемых по этой программе данных внутри машины, в ее электронных схемах, а не вне нее - на перфокартах, перфолентах или разъемах со штекерами. Первой машиной с хранимой программой является компьютер «EDSAC» (Electronic Delay Storage Automatic Calculator), построенный М. Уилксом в Великобритании в 1949 году. С этой машины принято вести отсчет первого поколения ЭВМ.

В нашей стране первые ЭВМ создавались примерно в тот же самый период. В 1947-1951 годах под руководством академика Лебедева была пущена первая советская вычислительная машина - МЭСМ (Малая Электронно-Счетная Машина). Кроме того, выпускались машины «Стрела», «Минск», «Урал», БЭСМ (Большая Электронно-Счетная Машина), М-2, «Мир» и некоторые другие, разработанные под руководством крупных советских конструкторов и теоретиков И. С. Брука, М. А. Карцева, Б. И. Рамеева, В. М. Глушкова, Ю. А. Базилевского.

Информационный взрыв - это процесс при котором идет постоянное увеличение скорости и объёмов информации в мировом масштабе.

Так же стоит рассказать о информационных барьерах. Эта концепция была разработана академиком В. М. Глушковым. Представляет она расхождение между информационными запросами общества и техническими возможностями их осуществления. По Глушкову существует три информационных барьера:

1) Связан с открытием письменности, дающая возможность сохранять и передавать знания. До этого момента человеческий мозг являлся единственным местом, где хранилась информация. Этот барьер был преодолен приблизительно в 5 тысячелетии до н. э.

2) Связан с появление книгопечатания, это событие резко увеличило число информационных носителей. Преодолен этот барьер приблизительно в 15 веке. Позднее возникли новые методы распространения и хранения информации, такие как: телеграф, телефон, фотография, телевидение, кино, магнитные записи. Но пропускал информацию человек по прежнему через свой мозг, человеческий мозг обрабатывал эту информацию.

3) Связан с появлением Электронно-Вычислительными Машинами (ЭВМ), позволившие на порядок увеличить скорость обработки информации. Этот барьер был пройден в середине 20 в., вместе с появлением первого компьютера. В тот момент объёмы информации оказались настолько большими, что мозга человека и его способностей для этой обработки стало просто не хватать.

И соответственно видно, что рост информации стал особо значителен после НТР. Если сейчас проанализировать прирост информации, то можно увидеть простую экспоненциальную зависимость роста количества информации от времени, которая показана на рисунке ниже.

Михаил Наумович Эпштейн в своей книге "Информационный взрыв и травма постмодерна" пишет, что: " Два века назад, в 1798 году, Томас Р. Мальтус выпустил свой знаменитый "Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее усовершенствование общества"", где определил закон диспропорции между ростом количества населения и количеством природных ресурсов, нужных для жизни человечества. Оказывается, что человечество увеличивается в геометрической прогрессии, а природные ресурсы возобновляются со скоростью, описываемой арифметической прогрессией. И Мальтус предсказал, что с такими темпами роста людей, на Земле, просто не останется ресурсов, чтобы прокормить человечество и наступит голод. Но к концу 20 века эту проблему удалось отчасти миновать за счет развития технологий, и за счет "...успехам просвещения, резко сократившего рождаемость в цивилизованных странах."

И спустя две сотни лет после Мальтуса, появляется новая проблема, но на этот раз уже не демографическая, а информационная.

Информационный взрыв проявляется в следующем:

  • Появление противоречий между ограниченными способностями человека по обработке информации и существующими мощными потоками и размерами хранящейся информации.
  • Существование огромного количества ненужной(избыточной) информации, затрудняемая восприятие полезной для потребителя информации.
  • Возникновении всевозможных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующие распространению информации. Например, секретная информация нужная для определенного производства.

Последствий у информационного взрыва много, хотел бы рассказать о проблеме, человеческого интеллекта после информационного взрыва.

§2. Интеллект человека после информационного взрыва.

Что такое интеллект? В Большой Советской Энциклопедии сказано, что "интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п."

Чтобы человек чувствовал себя нормально, нужно чтобы он развал в себе 3 составляющие: физическую, духовную и интеллектуальную. Если отнять хоть одну из составляющих, то человек не сможет существовать.

Чтобы тренировать интеллект, нужно чтобы работал мозг, т.е. читать, думать, и т.д., но делать это постепенно и полностью, а не скачками и везде по чуть-чуть.

Вот в том-то и проблема информационного взрыва. Происходит отставание человека от человечества. Возрастает дисбаланс между "развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени." С всяким новым поколением на личность человека накладывается все более тяжкий груз знаний и впечатлений, накопленные в предыдущих веках и с которыми человек не в состоянии усвоить.

Вся это сумма знаний и то обширное количество информации, накапливающееся в промежутке допустим 16-17 веков, теперь доставляется в нашу голову, в течение одной недели, то есть скорость создания информации увеличивается в тысячи раз, при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов.



Выходит, что человек современного рубежа (20-21) столетий должен за свою жизнь понять в колоссальное количество раз больше информации, чем его соотечественник живший где-то 300-400 лет назад.

Можно привести некоторые статистические данные связанные с информационным взрывом, основными пострадавшими которого являются последние два-три поколения 20 века.

Лучшие мировые библиотеки увеличивают свое количество книг и сокровищ в 2 раза каждые 14 лет. В начале XIII века библиотека Сорбонны в Париже считалась самой большой в Европе: она содержала 1338 книг.

Ежедневный выпуск газеты "Нью-Йорк Таймс" имеет больше информации, чем средний англичанин 17 века изучал за свою жизнь.

За последние 30 лет произведено больше новой информации, чем за предыдущие пять тысяч лет.

Следовательно, человек возможно чувствует себя ущемленным в развитии, калекой, неспособным полновесно сопоставляться с окружающей его информационной средой.

Вольтер говорил: "Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям"

Это и подтверждается в 21 веке, все меньше и меньше людей читают классические романы 17-19 веков, а некоторые вообще знают о их существовании только из энциклопедий, и кратких пересказов, кинофильмах, статьях в журналах и Интернете. Это вполне ожидаемо, т.к. появилось большое количество информации, которое невозможно изучить человеку за его жизнь. И Эпштейн М.Н. в своей книге говорит, о том, что если бы увеличить среднюю продолжительность жизни человека до тысячи лет, то культура пришла бы в свое нормальное русло, и человеку бы хватило и времени и сил на то, чтобы прочитать никуда не спеша все великие произведения классиков, и изучению различных аспектов отводилось бы больше времени, чем при обычной человеческой жизни.

Если раньше нужно было ездить по миру, чтобы достать определенную книгу, то сейчас даже можно почти не ходить в библиотеку, т.к. все книги умещаются в компьютерной памяти. К примеру по исследованиям проведенным Университетом в Карнеги-Мэллон за все время жизни книгопечатания люди создали более 100 миллионов книг. Почти 28 миллионов из них можно найти в Библиотеке Конгресса.
Обычно, книга в формате DOC в среднем весит до мегабайта. Следовательно, объем всех книг в электронном виде в Библиотеке Конгресса получается близко к 28-терабайт.

Еще подсчитано, что прирост информации, находящийся в Интернете по небольшим подсчетам, составляет по 20 терабайт данных в месяц.

Впечатляющие цифры неправда ли?

И что же будет, если в человеческий мозг за такое короткое время затолкать столько информации, а ведь надо её еще проверить на истинность, ведь если почитать различные сообщения в Интернете по поводу одной проблемы, то почти каждый автор говорит об этой проблеме по разному, или даже противоречит иногда сам себе. Так что же будет с мозгом при такой ситуации, мне кажется он "взорвется", или человек просто "сойдет с ума" от этой всей быстроразвивающейся информации.

(Урсул А. Д.). Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в «Summa Technologiae » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

- М. Н. Эпштейн , "Информационный взрыв и травма постмодерна"

См. также

  • Информационная перегрузка /Информационный шум

Напишите отзыв о статье "Информационный взрыв"

Примечания

Отрывок, характеризующий Информационный взрыв

Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Что же несет человеку воспринимаемая им из внешнего мира информация в наше время? На первый взгляд - комфорт. Информация - это и газетные полосы, и экраны телевизоров, и прогноз погоды, и объявление в аэропорту - ощутимые элементы жизни современного человека, несущие ему неисчислимые удобства и позволяющие сделать вывод о том, что чем больше информации, тем увереннее чувствует себя человек, тем больше его возможности и тем выше степень комфорта, который он ощущает.

Однако, приглядевшись повнимательнее, мы увидим, что информация несет нам не только комфорт, но и подвергает серьезному испытанию наш организм, все больше «переключая» его с физической деятельности, которая так естественна для него, на деятельность умственного, информационного характера, в которой наши мышцы не участвуют. Мы все являемся свидетелями все большей замены физического труда трудом умственным, т.е. трудом, связанным с обработкой информации. Вместе с тем обработка информации требует от нас большого напряжения, и перегрузки информационные не менее страшны для организма, чем перегрузки физические. Если учесть, что профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, осталось уже не так много, а профессий, требующих от человека напряженного умственного труда, становится все больше и, кроме того, тенденция увеличения «информационной нагрузки» на человека сохраняется, то, пожалуй, настало время серьезно задуматься над тем, что же несет человечеству его удивительная способность обрабатывать информацию. Добро или зло? С одной стороны, мы, благодаря ей, пользуемся комфортом даже в безбрежном океане и космосе, а с другой - она становится причиной огромных нервных перегрузок.

Как видим, влияние информации на жизнь нашего современника велико и противоречиво. Чтобы представить, каким будет это влияние в будущем, надо понять, почему оно стало таким, каким мы наблюдаем его сегодня. Желание глубже понять роль информации в жизни человеческого общества, видимо, приведет нас к самым ранним стадиям его развития.

Развитие общественных сетей доступа идет высокими темпами, и без всякого преувеличения в настоящее время можно говорить об «информационном взрыве». Сети перестали быть уделом специалистов, в Интернет хлынул поток новых пользователей, зачастую не представляющих принципов работы сети - поток Потребителей. Как и всякое явление, наличие потребителей в сети имеет свои плюсы и минусы. В любом случае наличие потребителей превращает Интернет в общественную сеть, меняет представление о жизни, как уже было неоднократно сказано, строится новое информационное общество - цифровое общество.

В настоящий момент можно смело говорить об информационном взрыве. Что мы понимаем под эти понятием?

Информационный взрыв характеризуется следующими признаками:

  • - ускоряющимся ростом количества информации;
  • - убыстряющимся темпом появления новинок и изменений;
  • - быстрым обесцениванием, устареванием имеющейся информации и знаний;
  • - интенсивным ростом индустрии информации.

Хозяйство впитывает все больше и больше знаний и информации. Электронизация хозяйственной деятельности становиться реальностью:

  • - информация трансформируется в цифровую, становится обрабатываемой на компьютере;
  • - инструменты и приборы содержат все больше электроники, приобретают свойство интеллекта, в центре всего становится компьютер;
  • - в любой сфере деятельности становится невозможным обойтись без использования электронных приборов - компьютеров;

Мобилизация и развитие сетей происходит сверхбыстрыми темпами:

  • - каждый пользователь становится доступен когда угодно и где угодно даже без провода;
  • - все большая часть услуг, данных, коммуникаций проводится через сети;
  • - расстояния упраздняются, радикально уменьшается необходимость в поездках;

Свобода коммуникаций - осуществление древнейшей мечты человечества:

  • - обмен информацией становиться глобальным и распространяется на всю планету;
  • - в процессе коммуникации возможно использовать любой элемент передачи информации (звук, фотография, фильм и другое);
  • - человек может одновременно обратиться к целой группе людей;
  • - каждый может сделать себя доступным для массы других людей;
  • - человек становиться, способен эффективно общаться с группами самых разных размеров.

Свободное перемещение информации - основа объединения и демократии. Появляющиеся в самых разнообразных формах данные, знания, идеи и мысли становятся свободно и быстро доступны для широких масс. Свободное перемещение денег, работы (например, программирование), товаров (все, что появляется в виде информации). Знания также подвержены глобализации. Границы становятся прозрачными.

Информатизированная сетевая экономика - основа нового мира. В производстве и экономике критическим ресурсом становится знания и информация. информатизация компьютерный массовый общество

Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек.

Основную опасность таят в себе не потоки информации сами по себе, а их соотношение с возможностями человека по их обработке. И так как информационный взрыв изменил это соотношение не в пользу человека, то наступил информационный кризис.

Лавина информации столь сокрушительна, что человек просто капитулирует, не в силах ее переработать Его интерес к информации ослабевает, а та информация, которую ему предлагают, рассматривается им не как жизненно важная помощь, а как дополнительное затруднение.

Хотя дальнейший прогресс человечества немыслим без возрастания объемов информации, тот же рост ее становится и помехой прогрессу! В этом суть информационного кризиса. Быстро увеличивающиеся потоки информации все труднее обрабатывать, а следовательно, и использовать.

Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ, к которым примкнула глобальная компьютерная сеть "Интернет". С одной стороны, выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда. Каждый может формировать собственное информационное "окружение" по своему вкусу и запросам. Этому способствует рост числа телевизионных каналов, альтернативных источников информации, экономическая доступность продуктов развлекательной индустрии для больших масс людей.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди "потребляют" практически одновременно одни и те же новости, особенно глобального характера, идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации, в различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм "глобализации массового сознания" воздействует на молодежь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Проблема выбора информационных продуктов и услуг для большинства людей обременительна. Они привыкли быть потребителями. Поэтому технические возможности, допустим, 50-ти канального телевещания, натолкнутся на спросовые ограничения. Кроме того, в мировом медиабизнесе идут серьезные процессы концентрации капиталов и организационных слияний, что приведет к доминированию на глобальных рынках медиапродукции нескольких информационных империй, определяющих, что смотреть и слушать человечеству.

Последствия перехода к информационному обществу оказываются далеко не столь радужными, как они виделись еще несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о нем, как более высокой ступени развития человечества. Информационная перегруженность стала обратной стороной прогресса. В этих условиях приобретают особую значимость навыки информационной защиты, способность фильтровать поступающие сведения, отсеивая ненужные информационные потоки. Возрастает потребность в «искусственном интеллекте» - мощных компьютерных системах, автоматически распределяющих и обрабатывающих данные и снижающих нагрузку на работников информационной сферы.

  • Сегодня на нашей планете ежедневно передается 183 млрд сообщений электронной почты (более 2 млн сообщений в секунду).
  • Каждый день пользователи делают 1,6 млн записей в блоги.
  • Каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов.
  • На протяжении ближайших двух лет общий объем данных будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных – в 50 раз.
  • За 210 лет своего существования крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США накопила более 29 млн книг и периодических изданий, 4,8 млн карт, 2,7 записей и 57 млн манускриптов. Сегодня аналогичный объем цифровой информации генерируется за пять минут.
  • Объем информации, еженедельно публикуемой в газете "Нью-Йорк таймс", превышает объем данных, какой в XVIII веке человек получал за всю свою жизнь.

В 2015 году грядет "эксапотоп"

В 2015 году всего за 12 месяцев будет создан объем информации, равный 92,5 миллионам Библиотек Конгресса США:

  • корпоративный IP-трафик сгенерирует около 100 эксабайт;
  • еще 100 эксабайт сгенерируют загрузка фильмов и одноранговый пользовательский обмен файлами;
  • видеокоммуникации и виртуальные миры сгенерируют около 400 эксабайт.

В 1956 году, когда был создан первый жесткий диск, система хранения одного мегабайта информации стоила, по сегодняшним ценам (с поправкой на инфляцию), 78.000 долларов США, а «суперкомпьютер» с таким жестким диском весил более тонны.

в 2029 году всего за 100 долларов можно будет купить систему для хранения 11 петабайт данных. Петабайт равен одному квадриллиону байт, т.е. одному байту с 15 нулями, а 11 петабайт - это видеофильм, если б его непрерывно записывали на Flip камеру с 1492 года по сей день, причем в таком устройстве еще остался бы неиспользованный запас электронной памяти. Иными словами, емкость средств хранения растет, как на дрожжах, а их стоимость стремительно сокращается.

Грядут астрономические перемены и в области вычислительных технологий: к середине 2020-х годов появятся квантовые компьютеры. Сегодня вычислительная мощность ПК стоимостью около тысячи долларов составляет 2-3 процента мощности человеческого мозга, выполняющего примерно 100 триллионов вычислений в секунду. К 2050 году вычислительная мощность компьютера стоимостью в те же 1.000 долларов сравняется с вычислительной способностью всех 9 миллиардов людей, которые к тому времени будут населять нашу планету.

В информационной сфере мы наблюдаем быстрое распространение множества новых приложений, видеоклипов, музыкальных файлов, облачных вычислений, онлайновых операций резервирования, хранения и т.д. Все это создает то, что можно назвать "эксапотопом". Сегодня одно-единственное приложение Cisco TelePresence генерирует больше трафика, чем вся Всемирная сеть в начале нынешнего тысячелетия.

  • В скором времени к Интернету подключится более триллиона устройств. Это будут не только сотовые телефоны, но и множество офисных контроллеров – от температурных датчиков до устройств, считывающих электронные пропуска. Люди будут перепоручать сетям все больше интеллектуальных функций, и в результате сети приобретут множество новых возможностей, включая перевод с одного языка на другой.
  • Планшетные устройства вроде iPad получат более широкое распространение. Человек сможет свернуть компьютер и положить его в карман. Стеклянные окна приобретут функцию дисплеев.
  • Существующие ныне пикопроекторы к 2012 году станут использовать гигабитную технологию для беспроводной передачи данных, встроенную в мобильные устройства. В результате люди смогут пользоваться мобильными устройствами с высокоскоростным подключением и функциями демонстрации изображений в натуральном размере для организации видеоконференций в любом месте – дома, на борту самолета и т.д. Кроме того, с помощью пикопроектора человек сможет проецировать клавиатуру сотового телефона на свою ладонь и набрать на ней нужный номер. Вычислительным устройством сможет стать любая поверхность.
  • Дополненная реальность (Augmented Reality – виртуальные компьютерные изображения, увеличивающие размер реальных предметов) развивается семимильными шагами и лет через пять станет ведущей технологией в мире "белых воротничков". Представьте себе участников конференции, над головами которых висят "облака" с указанием их имен, открытых вопросов, нерешенных проблем и т.п. Такую же информацию через несколько лет можно будет видеть на линзах обычных очков, а еще лет через 10 – и на контактных линзах.
  • В офисах появятся "виртуальные помощники", способные отыскивать нужную информацию и справляться с информационным "эксапотопом". В скором времени сотрудники смогут общаться с такими "виртуальными помощниками", обмениваясь с ними электронными и голосовыми сообщениями. Это избавит работников во плоти и крови от целого ряда рутинных обязанностей, позволив им сосредоточиться на выполнении более творческих задач. Роботы уже сейчас обладают большей выносливостью и сообразительностью, чем живые люди, и поэтому мы будем все чаще видеть их на рабочих местах.
  • Интерфейсы "человек-машина". На рынке уже есть игра MindFlex стоимостью 80 долларов. Играющие в нее прикрепляют к своей голове небольшое устройство и силой мысли передвигают шарик по экранному лабиринту. Кроме того, люди используют силу мысли, чтобы управлять искусственными конечностями, причем такая конечность не обязательно должна физически прикрепляться к телу человека. А теперь представьте нью-йоркского врача, который в удаленном режиме оперирует человека на другом конце континента.
  • По данным главного футуролога консалтингового подразделения компании