Подбираем мелодию. Методическая разработка по музыке на тему: "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов" Старый, серый, сонный слон

Мастер – класс

Коротоякской Г.С.- педагога дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг» г. Красный Сулин

Тема: «Ритм и ритмический рисунок»

Цель: рассмотреть понятие «ритм » с помощью использования стихов русских поэтов, движения и музыки

Задачи :

    научить различать ритм не только в музыкальных произведениях, но и в предметах обихода, архитектуре

    воспитать культуру восприятия через ритмический рисунок

    развить чувство ритма, внимание, память

Вспомните, что делает большинство людей, когда звучит музыка (особенно та которая им нравиться).

Они притопывают ногой, прихлопывают рукой по ноге; если музыка медленная – слегка кивают головой, делают разные танцевальные движения.

Поднимите руку, кто любит танцевать?

Если да, то вы знаете, что под музыку движения делаются не просто так, они должны отвечать….. чему?

Правильно, характеру музыки.

Если она медленная, то наши движения…… (плавные)

Если быстрая, танцевальная, движения……. (резкие, отрывистые, энергичные)

Почему же мышцы нашего тела по-разному откликаются на разную музыку? Чем, например, «медленная» песня отличается от «быстрой»? не составом инструментов, голос тут тоже не при чем. В каждой песне есть своя мелодия, но все- таки не она определяет, двигаемся мы под музыку медленно или быстро, это определяют темп и ритм (ритмический рисунок) .

Движение во время прослушивания музыки помогает нам вжиться в ритм, почувствовать музыку. Обычно желание совершать замечаем, как начинаем, двигать рукой, ногой и пр. Если мы заставим себя прекратить эти движения, то обязательно возникнет желание поддерживать ритмический рисунок каким –либо другим способом, например подпевать со словами и без них на любой слог. Если же мы заставим себя перестать подпевать, то переживание ритма исчезнет. Этого не нужно делать, если у тебя возникает желание подпевать или двигаться под музыку- это очень хорошо. Чувство ритма нужно развивать в себе, это помогает вовремя вступать и заканчивать фразу, ритмично петь. Чувство ритма у музыкантов, играющих на ударных инструментах(использует одновременно несколько барабанов, тарелки и при этом не сбиваясь). Ритмично петь тоже не просто. Этому обязательно нужно научиться, так как неритмичное пение, как и фальшивое, трудно слушать.

РАСМОТРИМ ПОНЯТИЕ «РИТМ»

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, то есть определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной.

Четкий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Рассмотрим с позиций ритмической организации четверостишие из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина:

В си/нем/не/бе/звез/ды/бле/щут.

В си/нем/мо/ре/вол/ны/пле/щут.

Ту/ча/по/не/бу/и/дет.

Боч/ка/по/мо/рю/плы/вет.

Ритмическую схему этого четверостишия мо изобразить так:

Как видим, для этого стихотворения характерна четкая ритмическая организация, в основе которой лежит повтор ударных и безударных слогов. Ритмичность текста создается также одинаковым порядком расположения главных членов, параллелизмом структуры предложений, повтором слов, равновесием струк­турных частей текста.

Ритм часто встречается и в прозаических, художе­ственных произведениях. Рассмотрим отрывок из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»:

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...».

Эти строки можно декламировать как стихи, настолько они ритмичны и напевны. Профессор Л. А. Новиков пишет о них: «Когда слышишь или произносишь эти строки, чувствуешь величавое течение реки. Ритмичность основана здесь на соразмерности речевых тактов и фонетических (зву­ковых) слов»:

Чуден | Днепр 2

при тихой | погоде, 2

когда вольно | и плавно 2

мчит | сквозь леса | и горы 3

полные | воды | свои... 3

Цифрами тут указано количество фонетических слов в речевом такте.

Попробуем заменить эту ритмическую фразу дру­гой, обычной, например:

При тихой погоде Днепр чуден (красив), когда сквозь леса и горы вольно и плавно мчит свои пол­ ные воды.

Сразу становится понятным, почему профессор Л. М. Пешковский, один из известных исследовате­лей поэтического языка, говорил, что «гоголевский текст поет, а разговорный скрипит».

Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный, как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; вялый, монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения, композитором не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.

Упражнения на совершенствование чувства ритма. ИЩЕМ РИТМ

1. Ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств. Посмотрите на предметы русского народного творчества - кружево, вышивку, посуду, подставку для лучины и другие. Обратите внимание на их орнамент, рисунок. (демонстрация)

Можно ли здесь выделить ритм? Какие элементы повторяются?

2. Перед вами изображение знаменитого собора Парижской богоматери. Выявите в нем элементы архитектурного ритма (повтор башен, ворот, окон, резных элементов).

3. Спойте любую песню. Есть ли в ней ритм? Какой?

4.А есть ли ритм в танце? Какие элементы могут повторяться в танце – вальсе, танго, русском народном танце?

5. Найди ритм в своем имени и именах своих друзей.

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа

!! ! ; !; ! !

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Оля, а где Федот

!! ; ! !

Соедини нужное имя со схемой его ритма

! ! ! ! !

Константин

! ! ! ! !

Елизавета

Максимилиан

ПОТАНЦУЕМ?

    Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) На какой счет
    будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) А теперь передайте ритм вальса жестами, движени­ями. Какие они у вас будут?

    Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (Энергичный, чеканный, отрывистый.) На какой счет вы будете марширо­вать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) Давайте по маршируем в этом ритме.

НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ

Определите различие в звучании двух текстов: стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично? Какой текст, на ваш взгляд, лучше?

1) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу... А. Майков

2) Золотой лист уж кроет в лесу влажную землю.
Я смело топчу ногой вешнюю красу леса.

ПРОЧИТАЙ И ПОСЧИТАЙ

Прочитайте, как записано, - по строчкам. Сколь­ко раз ударился мяч о землю, если считать по строчкам этого стихотворения? Попробуйте, играя с мячом, прочесть это стихотворение от начала до конца.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч.

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой! С. Маршак

А теперь прочитайте это стихотворение, записанное иначе.

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Что изменилось в ритме стихотворения? Какая запись лучше?

БАРАБАНЩИК

Вы - барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам!..

Памм!..

ДИРИЖЕР

Представьте себя в роли дирижера. Вы должны показать оркестру (классу), в каком ритме исполнять стихотворение. Отмечайте сильную ноту, та есть ударный звук, движением руки сверху вниз, а не­полные, короткие ноты (безударные звуки) - движе­нием ладони слева направо.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

СЧИТАЛКИ

1. Хорошим ритмом отличаются считалки, с по­мощью которых вы определяете, кто будет в игре водящим или кто должен выйти вон. Но считалки надо уметь ритмично произносить. Прочитайте сле­дующие считалки. На сколько частей они делятся? Теперь посчитайтесь в парах, кто из вас «выйдет вон».

Ехал | Грека | через | реку,

Видит | Грека | в реке | рак,

Сунул | Грека | руку | в реку.

Рак | за руку | Греку | цап.

Аты |баты |- шли | солдаты,

Аты |баты | -на базар.

Аты |баты | -что | купили?

Аты |баты | -само | вар

Аты |баты | - сколько | стоит?

Аты |баты |- три | рубля.

Аты |баты |-кто | выходит?

Аты |баты |-это | я.

2. Прочитайте следующее стихотворение. Подумай­те, насколько частей надо делить каждую строчку, чтобы получился единый ритм. Как найти ответ на этот вопрос в тексте считалки?

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЛЯТА

Выберите любое из известных вам стихотворений, например «Буря мглою небо кроет», и «промычите» его без слов, как телята. Остальные должны по рит­му и интонации узнать это стихотворение.

ИГРАЕМ В ОРКЕСТР

Один из вас пусть читает вслух стихотворение Ирины Токмаковой «Сонный слон», а другие долж­ны создавать музыкальный фон - произносить слова «динь-дон, динь-дон». Главное, чтобы слова произно­сились ритмично, в такт стихотворению.

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

ПОСТУЧИМ В БАРАБАН!

Любите ли вы бить по барабану? Наверное, да! Давайте постучим по нему! Если его у вас нет, не беда! Постучите ладошками по столу или по колен­кам. Главное условие, чтобы ваша барабанная дробь совпадала с общим ритмом стихотворения. Пусть один из вас читает вслух стихотворение Григоре Виеру, а вы в такт подыгрывайте на барабане.

ЕЖИК И БАРАБАН

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули»

Бум-бум-бум!

ХОР ЛЯГУШЕК

Представьте, что вы лягушки. Вам порушил спеть песню, но слов ее не дали. Зато вам изобразили схе­матически ритм этой песни. Вот он!

- - - - -

- - - - -

I Воссоздайте ритм и мелодию этой песни голосом лягушек, то есть с помощью слов «ква-ква-ква».

Подсказка. Это песня «Чунга-Чанга» из мультфиль­ма «Катерок»:

Чунга-Чанга -
Синий небосвод,
Чунга-Чанга -
Лето круглый год.
Чунга-Чанга -
Весело живем,
Чунга-Чанга -

Песенку поем. Ю. Энтин

СОЛО ДЛЯ ХРЮШКИ

Одной музыкальной хрюшке подарили песню. Но чтобы ее спеть, нужно определить ритм. Хрюшка этого сделать не может. Помогите ей! Со­ставьте схему ритмической организации текста и оп­ределите характер ритма - быстрый, задорный или, наоборот, медленный и грустный.

Я ХРЮ-ХРЮШКА

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Было розовым оно,

А теперь черным-черно.

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж?

П. Синявский

ИГРАЕМ В «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Прочитайте стихотворения в указанном ритме. Объясните, почему авторы стихов выбрали именно такой ритм.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

На парад

идет отряд.

На парад

идет отряд.

Барабанщик

очень рад:

Барабанит,

барабанит

Полтора

часа

подряд!

А. Барто

Ритм чеканный, энергичный, как в марше.

И спасали меня,

Не бросали меня.

И звенели - ладонь о ладонь - буфера,

И состав

Пересчитывал каждый сустав.

И скрипел и стонал

Деревянный вагон.

А в углу медсестра

Пришивала погон. Д. Самойлов

Ритм мерный, монотонный, как стук колес.

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! А. Пушкин

Ритм быстрый, стремительный, тревожный.

* * *

...Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеной

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора …. А.С. Пушкин

Ритм неторопливый, спокойный.

Из письма: «Дочка переходит в третий класс музыкальной школы: на лето по сольфеджио нам задали сочинять музыку. Не могли бы вы подсказать, как нам ей помочь?».

Ну что ж, попробуем что-нибудь подсказать! Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова детского стихотворения

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое детское стихотворение, потешку и т.д. Например, всем известное «Мишка косолапый по лесу идёт…».

Стихотворение делим на фразы , прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе. Например:

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность , если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим , дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.

И когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия.

Варианты мелодического развития

Сейчас мы покажем несколько примеров того, как может развиваться мелодическая линия в вашей песенке:

  • повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;
  • движение вверх по ступеням гаммы;
  • движение вниз по ступеням гаммы;
  • движение вверх или вниз через одну ступеньку;
  • различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;
  • скачки на любые (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой.

А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мы мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

Какой нотой начать и закончить песню?

В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта (помните, что это такое?). Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся.

Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.

Варианты ритмического развития

Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове . Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в , то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей).

Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

  • равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;
  • распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);
  • более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;
  • затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;
  • ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);
  • использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

Какой результат может получиться?

Ну, конечно же, никто не ждёт от ученика начальных классов музыкальной школы каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш самый первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Желательно к своему сочинению подобрать, нарисовать или приклеить какие-нибудь красивые тематические картинки. Того же мишку косолапого с шишками. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

Какую ещё музыку можно сочинить?

Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать? В любом случае всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать.

Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д.

Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж , то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи , изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца . Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии).

Точно так же, как и в случае с песней, при сочинении инструментальной музыки большим плюсом для вас может стать предоставленный рисунок в тему вашей музыки. На этом нам пора заканчивать. Желаем вам творческих успехов!

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Конструкт урока музыки по производственной практике по

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Анашкиной Анастасии Александровны

Дата: 08.11.2017

ОУ: № 27

Класс: 1 «б»

ФИО учителя класса: Гиматова Л.Л.

ФИО методиста: Сиражева Эльза Гарафовна Подпись__________

Тема: «Ритмический рисунок»

УМК: Школа России

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения основ музыкальной грамоты.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку музыки, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

    регулятивные УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция

    познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические:

    коммуникативные УУД : .

Предметные: имеют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, имеют понятие о длительностях, умеют создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», знают 1 куплет и разучили 2 куплет песни «Настоящий друг».

По видам деятельности

Слушание музыки

Обучающийся:

Узнает изученные музыкальные произведения (песня «Настоящий друг»).

Хоровое пение

Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающие: способствовать развитию

    регулятивных УУД : целеполагание ; п ланирование ; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;

    познавательных УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при выполнении заданий; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    коммуникативных УУД : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества при постановке задач на урок, структурирование информации в ходе повторения изученного материала .

Коррекционные: развивать у обучающихся чувство ритма в ходе проговаривания и прохлопывания ритмического рисунка, развивать музыкальный слух.

Образовательные : формировать первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, формировать понятие о длительностях, умение создавать ритмический рисунок с помощью прохлопывания на примере песни «Маленькой елочке холодно в лесу», повторить 1 куплет и разучить 2 куплет песни «Настоящий друг»

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

принцип увлечённости;

принцип триединства деятельности;

принцип тематизации;

принцип «тождества».

Методы воспитания

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Поощрение;

Использование игровых форм.

Методы обучения

Нагрядно-слуховой;

Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный

Метод пластического интонирования.

Метод художественного моделирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: тема, цель, доска.

индивидуальные: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

Тип урока: у рок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Структура урока: (40 мин)

    Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

    Актуализация опорных знаний и способов действий.(10мин)

    Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (14 мин)

    Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10 мин)

    Информация о домашнем задании. (2 мин)

    Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР с 1 по 4 класс: №12 от 30.08.2016/г. Каменск-Уральский/МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом».

3. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

5. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

6. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Эскиз доски

Тема: Ритмический рисунок

Классная работа

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Сначала сядут девочки. Теперь мальчики.

Чтобы нам настроиться на работу, предлагаю посмотреть фрагмент видео.

Психогимнастика видео фрагмент.

Сегодня мы с вами так же как эти бабочки попадем в мир музыки.

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование;

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить переместительное свойство умножения; составить тему и цель урока

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы самостоятельной работы.

Ребята, чтобы нам с вами узнать тему урока, предлагаю поиграть в кодировщиков. Кодировщики, это такие люди, которые расшифровывают послания. Сейчас я каждому раздам карточку с зашифрованной темой урока, вам нужно зачеркнуть все буквы А и прочитать полученный текст. Кому не понятно задание?

Аритмиааааческийарааисуноак (ритмический рисунок)

У кого получилось? Прочитай, пожалуйста.

Тема нашего урока – ритмический рисунок.

Ребята, кто знает что такое ритмический рисунок?

Составим план нашего урока.

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

Сегодня мы традиционно будем петь и слушать музыку, что нужно сделать перед тем, как петь? (распеться)

    Распеться

После этого мы с вами узнаем, что такое ритмический рисунок и сами его создадим!

    Сделать ритмический рисунок

Для чего мы распеваться будем? Мы с вами будем разучивать песню.

    Выучить 2 куплет песни

Мы составили план работы, предлагаю начать с распевки.

регулятивные УУД : ( целеполагание; планирование;) волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

познавательные УУД : общеучебные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

    1. Распевка

3.2 Ритмический рисунок

Задача: объяснить новые понятия, научить проговаривать и прохлопывать ритмический рисунок на примере песни «Маленькой елочке холодно зимой»

3.3. Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

3.4 Песня «Настоящий друг»

Задача: разучить 2й куплет песни, повторить 1 куплет.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: демонстрация;

Практические: упражнение.

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Использование игровых форм.

Сядьте ровно, ноги вместе, спинка прямая.

Для начала разомнем мышцы лица. Вытяните губы в трубочку, теперь широко улыбнитесь. Повторяем несколько раз.

Теперь попробуем задуть свечу. Резким движением. (показываю) Повторяем 2-4 раза.

Покажите, как лошадка цокает копытами. (показываю, повторяем щелчки языками)

Покажите как жаба раздувает щеки, все надуйте щеки.

Теперь почистим зубки языком.

Сейчас представьте, что вы шарик, который надувается, набираем в себя как можно больше воздуха, задержали дыхание, выдохнули. Подышали. Еще раз, набираем, раздуваемся, задерживаем и выдохнули.

Погладили горло.

Молодцы. Теперь попробуем проговорить скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Теперь все вместе, четко произносим.

Сейчас первый ряд.

Второй, молодцы.

Теперь мы простудились и просим у мамы молока.

Мама, дай молока, я болен. Все вместе.

Сейчас поем все вместе «мы поем, хорошо поем» Затем по цепочке «я пою, хорошо пою».

Пропеваю сама

Теперь все вместе. (поем несколько раз все вместе)

Начинаем по цепочки с Маши.

(дети по очереди пропевают, последний раз хором)

Молодцы, мы с вами распелись.

Какая у нас тема урока?

Кто знает, что такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование разных по длительности звуков и пауз.

Что же такое ритмический рисунок? (предположения)

Ритмический рисунок – сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке. (определения на слайдах)

Предлагаю послушать фрагмент песни и определить, какие звуки длинные, а какие короткие.

Фр. Из песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Текст песни на слайде.

Начнём с первой строки.

Ма-аленькой е-елочке холодно зимо-ой. (Показываю жестами)

Сколько длинных звуков вы услышали? Сколько слогов, которые протягиваются? (3)

Длинные звуки обозначаются как «ТА»

Сколько коротких? (8)

Их обозначаю «ТИ»

Попробуем проговорить ритмический рисунок 1й строки.

Молодцы, попробуем теперь пропеть и прохлопать.

(поем и прохлопываем ритм)

Мы сейчас с вами проговорили и прохлопали ритмический рисунок.

Попробуем тоже самое сделать с остальной частью песни.

И-из лесу е-лочку взяли мы дом-ой

Сколько длинных звуков? (3)

Сколько коротких? (8)

Проговорим все вместе словесный ритмический рисунок.

Та-ти-ти та-ти-ти ти-ти-ти ти-ти-та

Вы заметили, что слова разные, а ритм одинаковый?

Попробуем теперь прохлопать.

Молодцы. Как мы можем увидеть ритмический рисунок?

Мы его можем увидеть с помощью нот.

Длинный звук ТА обозначается нотой

Видели такую ноту?

А короткий звук ТИ обозначается нотой

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд)

Нам осталось прохлопать ритмический рисунок всего 1 куплета.

Сначала вместе со мной.

Теперь попробует прохлопать 2й ряд.

Хорошо, спасибо, 1й ряд.

Давайте попробуем прохлопать рисунок без слов, а только по нотам все вместе. (слайд)

Молодцы, ребята.

Чем мы сейчас занимались?

Что такое ритмический рисунок?

Мы смогли его увидеть?

Верно, сочетание звуков разной длительности в определённом порядке.

Я думаю, вы немного устали, поэтому я предлагаю сыграть в игру « Музыкальное соревнование ».

Мы поиграем по рядам, затем выберем 2 лидеров, кто будет соревноваться от 1го ряда и от 2го.

Сначала поиграет 1й ряд. Задача 2го рядя – следить за порядком, внимательно следить за всеми ребятами и если возникнет спор – то честно его разрешить.

Кому не понятно?

Первый ряд в свою очередь как себя ведет?

Да, мы будем дружно играть.

Теперь поставим 9 стульев в круг, правила такие: нужно успеть сесть на стул, когда музыка закончится. Кто не успел – садится на место.

Расставляем стулья, начинаем игру. Поддерживаю дисциплину, играем, пока не остался 1 человек.

У нас появился первый лидер, мы дадим ему значок лучшего слушателя. Молодец!

Теперь играет 2 ряд, а 1 ряд следит за соблюдением правил.

Играем.

У нас появился еще один лидер, он тоже получает значок. Молодец. Осталось решающее соревнование за 1 место в этой игре.

Остается 1 стул, играют.

Похлопаем победителю! Он получает золотую медаль за 1 место.

Поднимите руку, кому понравилась игра?

Мы отдохнули, теперь узнаем, какие вы внимательные слушатели. Я включу музыку, а вы попробуйте догадаться, что это за песня, её название и откуда она. (песня Настоящий друг из м\ф Тимка и Димка)

Правильно, давайте послушаем её до конца.

Ребята, какой куплет вы уже знаете? (первый)

Наша задача сегодня выучить 2й куплет. Давайте пропоем первый куплет и послушаем второй.

Сядьте ровно, руки сложите на колени, как настоящие певцы.

Включаю музыку, поем 1 куплет.

Настоящий друг текст песни (1 и 2 куплет)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Давайте теперь прочитаем слова 2 куплета хором.

Попробуем пропеть первые 2 строчки. Молодцы, теперь пропоем их под музыку. (Мы поссоримся - и помиримся,

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.)

Проговорим остальные строки. (В полдень или в полночь

Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий,

Верный друг.)

Теперь пропоем их.

Молодцы, попробуем под музыку.

Исполним весь второй куплет.

Сейчас 2й ряд споет второй куплет. (поют)

1й ряд. (поют)

познавательные УУД : общеучебные : (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез построение логической цепи рассуждений,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, планирование учебного сотрудничества, структурирование информации).

4.Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Задача: самостоятельно спеть 2 куплета песни «Настоящий друг»

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование;

Методы обучения

По источнику получения знаний:

Словесные: , объяснение;

Ребята, мы с вами уже выучили 2 куплета. Поднимите руку, кто готов их исполнить?

Чтобы правильно и красиво её исполнить, вставайте, пожалуйста. Подравнялись. Слушайте друг друга во время исполнения.

Приготовились. (включаю музыку)

Похлопали самим себе, отлично, присаживайтесь.

Мы с вами выучили 2 куплета песни.

регулятивные УУД : ( волевая саморегуляция)

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

5.Информация о домашнем задании

Задача: получить информацию о домашнем задании

Словесные: объяснение;

Дома выучите второй куплет песни «Настоящий друг».

РегулятивныеУУД : волевая саморегуляция

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

Словесные: беседа

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили перед собой?

Все ли задачи мы решили? (да)

Теперь нарисуйте солнышку улыбку, если у вас все получилось или грусть, если что-то не получилось.

Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать, до свидания.

Личностные УУД (самоопределение), Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (взаимодействуют с педагогом),

Познавательные УУД: (проводят анализ своей деятельности)

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.