Во время информационной войны. Что такое информационная война? Цели информационной войны

Вся военная пропаганда, все крики, ложь и ненависть, исходят всегда от людей, которые на эту войну не пойдут

Джордж Оруэлл

Для чего начинаются войны? Этот вопрос выглядит несколько странным: конечно же, чтобы добыть победу и одолеть супостата. Но что есть победа? Полное и тотальное уничтожение врага? Так тоже не раз бывало в истории человечества, но жесткий геноцид – это скорее исключение, чем правило. Чаще всего войну начинают для того, чтобы навязать противнику свою волю, заставить его отказаться от собственной идеологии, части своей свободы и принудить делать то, что необходимо вам. Любой военный конфликт – это акт вооруженного насилия, который преследует чисто политические и экономические цели.

Поражение в войне – это состояние одной из сторон, когда она уже не в силах оказывать сопротивление и отказывается от борьбы. История знает массу примеров, когда побежденный противник обладал всеми необходимыми материальными ресурсами для продолжения боевых действий, но не имел моральных сил и сдавался на милость победителя. Это и есть настоящая виктория. Добиться ее можно не только с помощью танков, ружей или ковровых бомбардировок, но и применяя более тонкие инструменты, направленные на разум противника. Сегодня подобные действия называют информационной войной. Она может быть направлена не только на вооруженные силы врага и население вражеской страны, но и на солдат своей армии и собственных граждан.

Понятие информационной войны появилось всего лишь несколько десятилетий назад, но на самом деле эта война стара как наш мир. Человечество научилось вести ее много тысяч лет назад. Иногда такую войну еще называют психологической, и в широком смысле – это комплекс действий, направленных на изменение сознания вашего противника, внедрение в него нужных вам установок. Информационная война (ИВ) может вестись или непосредственно в ходе боевых действий, или же предшествовать им. Основная задача ИВ в военное время – деморализовать армию противника, сломить ее волю к сопротивлению, склонить к капитуляции. Информационная война неразрывно связана с таким термином, как пропаганда.

История информационных войн

Ведение информационной войны часто входит в круг обязанностей различных разведывательных структур, хотя существуют и специальные подразделения и организации, которые занимаются этим вопросом. В СССР это было 7-е управление ГлавПУР РККА , в Третьем Рейхе – Министерство народного просвещения и пропаганды, а в США – «Бюро информации». Профессиональные пропагандисты впервые появились во время Первой мировой войны .

Методы информационной войны различны и многообразны. Самым старым из известных является запугивание противника. Например, персидский царь Ксеркс I перед тем как вторгнуться в Грецию, через своих агентов распространял слухи о непобедимости своего войска: «… если все персидские воины выстрелят из луков , то стрелы затмят солнце ». Неплохо работала дезинформация о секретном оружии, от которого нет спасения. Так поступали Чингисхан и Ганнибал. Чтобы добиться покорности населения захваченных территорий, против него нередко устраивали тотальный террор, граничащий с геноцидом. Любая попытка сопротивления захватчикам подавлялась максимально кроваво и демонстративно. С помощью таких действий в сердца людей вселяли ужас и заставляли их отказаться от дальнейшей борьбы. Так обычно поступали монголы.

Еще один проверенный способ ведения психологической войны – это внесение раскола в стан противника. Необходимо посеять смуту среди врагов, лишить их единства, а в идеале заставить убивать друг друга. Если вы действуете против коалиции – то необходимо разрушить ее и бить врагов поодиночке.

Главным методом ИВ является дезинформация. В разные времена ее доносили до врага самыми причудливыми способами – насколько хватало таланта и фантазии. Типичный способ – это заброска лазутчика в стан противника. Но иногда использовали и более интересные варианты. В очередной раз разбив венгров, монголы захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.

Излюбленной технологией информационной войны в Средневековье было подстрекательство к мятежу части феодальной знати государства-противника.

Учитывая авторитет церкви, ее в прошлом нередко подключали к ведению информационной войны. Например, во время войны 1812 году католик Наполеон был дважды предан анафеме московской православной церковью, о чем было объявлено российским подданным. Правда, между отлучениями он был награжден высшей наградой империи – орденом Андрея Первозванного.

С появлением книгопечатания и постепенным проникновением грамотности в широкие массы в информационной войне все чаще стали использовать печатное слово. Так началась информационная война в СМИ. Типичным носителем пропаганды и дезинформации стала листовка, их разными способами доставляли до вражеских солдат или населения. В «промышленных» масштабах использование листовок началось во время Первой Мировой войны. В этот же период основные участники конфликта создали специальные службы, которые занимались пропагандой.

Вообще, следует сказать, что именно Первая Мировая дала небывалый толчок развитию информационных средств ведения войны. После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны. Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

Удивительно, но Первая Мировая война четко показала, что пропаганда в первую очередь должна быть направлена на собственное население и армию. Лучшими пропагандистами ПМВ были англичане. Кроме всего прочего, они первыми додумались до создания агитснарядов, агитмин и даже винтовочных агитгранат.

Одной из блестящих технологий информационной войны, которую вероломные англосаксы применяли против немцев, стала так называемая пропаганда ужасов. В самых известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат. Типичным примером фейка того времени является история распятого канадского солдата, так что сюжет украинских СМИ о покушении на бывшего журналиста Бабченко - это унылый плагиат с некоторой добавкой треша.

Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. Он вызвал целую бурю негодования во всем мире: после этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт. Мол, как же это так, братцы? Кормить павшими джентльменами свиней?! Давайте-ка надерем задницы этим гнусным тевтонам!

Следует отметить, что материалы были отлично сфабрикованы – все факты подтверждали подготовленные свидетели, и люди действительно верили в них.

Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев (им опять же верили). Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.

Здесь следует сделать одно небольшое отступление. Для психически здорового человека не является нормальным лишать жизни себе подобных во имя непонятных политических интересов или абстрактных идей. Поэтому основная задача любого пропагандиста – «расчеловечить» противника. Мол, смотри: они едят младенцев или детей распинают на досках объявлений — ну какие же они люди? Ату их, ребята! Бей-убивай!

Дело в том, что во время войны психика человека работает несколько иначе, чем в нормальное мирное время. Стресс заставляет работать самые глубинные механизмы нашей личности и четко делит мир на «своих» и «чужих». Во многом человек теряет способность к критической оценке действительности и может поверить самые нелепые байки.

Еще одним направлением английской пропаганды ПМВ было преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Естественно, солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.

Руководил британской пропагандой во время Первой Мировой войны лорд Нортклифф. Можно сказать, что этот человек поднял информационную войну на совершенно новый уровень. Сегодня каждый грамотный человек знает фамилию гитлеровского министра пропаганды Геббельса. Однако не вызывает сомнения, что этот злой гений Гитлера имел очень хороших учителей и проверенные методики превращения среднестатистического гражданина в убийцу и чудовище.

Нельзя сказать, что лорд Нортклифф открыл что-то совсем новое: во все времена собственных солдат изображали героями, а вражеских - убийцами и злодеями. Однако пропагандисты ПМВ получили в свои руки новый мощный инструмент – средства массовой информации, – которые могли донести идеи пропагандистов до основной массы населения. Англичанам оставалось доработать всего лишь «незначительные» детали: решиться на создание абсолютно трешевых и полностью выдуманных материалов, научиться готовить подставных свидетелей и фабриковать фотографии своих ужасов. И поставить все вышеперечисленное на конвейер.

Кстати, немцы во время ПМВ так и не решились на такое (зато они по полной отыгрались во время следующей мировой бойни). Позже будущий фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер в своей книге Mein Kampf написал следующее: «Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой… Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь…»

Новое развитие информационные методы ведения боевых действий получили в эпоху Холодной войны . Это было время столкновения двух идеологических систем: западной и советской. Однако после двух мировых войн пропаганда несколько изменилась. Американские специалисты психологической войны высказали это таким образом: «Пропаганда практически только тогда обречена на провал, если она внешне похожа на пропаганду».

Американцы весьма активно и довольно успешно использовали методы психологической войны во Вьетнаме. Основной упор делался на деморализацию и запугивание местного населения и бойцов партизанских отрядов. За время боевых действий им удалось добиться перехода на свою сторону более 250 тыс. вьетнамцев.

СССР оттачивал методы ведения психологической войны в Афганистане. Проводились самые разные агитационно-пропагандистские мероприятия, от раздачи материальной помощи до распространения слухов и анекдотов про главарей моджахедов. Однако следует отметить, что советские войска в афганской войне уделяли пропаганде намного меньше внимания, чем США во Вьетнаме.

Будни современных пропагандистов

В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют такие возможности, что великие пропагандисты прошлого просто зеленеют в аду от зависти.

Начиная с первой войны в Персидском заливе, западные страны (а сейчас и Россия) могут вести боевые действия просто в прямом эфире, в режиме онлайн. При этом современное телевидение не только способно давать искаженную информацию, оно может создавать новую реальность, весьма далекую от действительности. Действия собственных войск подаются с максимально позитивных ракурсов, противник всячески демонизируется. Подход мало изменился со времен Первой мировой войны, но инструментарий пропагандистов просто сказочно обогатился.

В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника (с привлечением тщательно подобранных свидетелей, конечно), сокрытие важных фактов или погружение их в информационную шелуху. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов.

Одна из основных целей информационной войны – достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. Ретранслятор или телецентр можно просто разбомбить, как это делали американцы в Югославии.

Если говорить про информационные войны США, то хорошим примером того, как работают янки, будет первая война в Персидском заливе. Информация, которая поступала с места боевых действий, четко контролировалась. На телеэкране полностью отсутствовали кадры раненых и убитых американских солдат или мирных жителей. Зато много внимания уделялось военным победам коалиции: журналисты с удовольствием показывали колонны сожженной иракской бронетехники и вереницы пленных солдат противника.

Хорошим примером, на котором можно показать роль информационной войны в современном мире, являются первая и вторая чеченские кампании. Первую войну на Северном Кавказе в информационном плане Россия проиграла, что называется «в одни ворота». Именно поэтому этот конфликт для большинства россиян является символом позора, предательства, абсолютно бессмысленных жертв и страданий, слабости страны и армии.

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.

Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.

Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Информационная война - это интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций.

Информационная война - это динамический процесс, про­исходящий в сложной самоорганизующейся системе. В ходе войны этаема или меняется, или исчезает, и вместо нее возникает новая.

Информационные войны быс­тро распространились в условиях глобализации, интернацио­нализации производства и маркетинга, слияний и поглощений компаний. Эти войны позволяют предсказать поведение их участников, определить, что делают люди и чего от них можно ожидать, вести процесс обучения.

Главные цели информационных войн - овладение капита­лом и властью. Например, предприятие должно привлекать капитал для выживания и успешного развития. В условиях рынка, для этого нужно удовлетворять потребности заказчи­ков, экономики, общества и государства. Таким образом, для развития и накопления капитала предприятие должно не только противодействовать ин­формационным войнам, влияющим на поведение заказчиков и потребителей, но и быть готово их вести, учитывая макроэко­номические тенденции, политэкономическую ситуацию в об­ществе и мире.

Существует два типа информационных войн.

Первый связан с влиянием на процесс саморазвития организаций, которые спо­ собны накапливать и использовать капитал, действуя по прин­ ципу положительной обратной связи. Их механизмы направлены на форми­ рование в сознании заинтересованных лиц представлений о неблагаприятных инвестиционном климате и среде, обеспечи­ вающих инвестиционную непривлекательность бизнеса, пред­ приятия, отрасли, региона, страны.

Второй тип связан с воздействием на механизмы, благода­ ря которым организация поддерживает определенный уровень работоспособности при изменении внешних и внутренних ус­ ловий. Речь идет о механизмах, действующих по принципу от­ рицательной обратной связи. Если ставится задача разруше­ ния организации, информационная война призвана заменить отрицательную обратную связь на положительную. Этот тип информационных войн широко используется в общественных организациях - относительно устойчивых совокупностях лю­ дей, имеющих общие ценности и нормы поведения.

На основе системного подхода определены объекты и субъекты информационных войн: органы управления, аген­ ты влияния и заинтересованные лица.

Объектом может быть частный предприниматель, менеджер, президент, министр или инженер, а также небольшая органи­ зация лиц, например, комитет, совет. Предполагается, что Объект дальновиден и развивает какое-либо Дело (напри­мер, бизнес или экономику страны). С помощью имеющихся в его распоряжении средств, Объект решает задачи самоорганизации и управления капиталом и властью, связанные с Делом.

Субъекты информационной войны являются органы управления информационным противоборством (центры), агенты влияния и заинтересованные лица.

Органы управления информационным противоборством. Информационная война может быть агрессивной и оборо­ нительной. Цель агрессивной войны -овладеть капиталом и властью Объекта, цель оборонительной - защитить их от по­сягательств. Соответственно, цели органов управления инфор­мационным противоборством (кратко -центров) - сохра­нить или приумножить капитал и власть. Цель органа управле­ния агрессивной войной (агрессивного центра) - капитал и власть Объекта. Агрессивный центр стремится подавить Объект и обычно связан с его конкурентами. Такой центр может объединять заказчика-конкурента и исполнителя опера­ций информационной войны. Цель органа управления оборонительной информационной войной (обороняющегося центра) противоположна – сохра­нить капитал и власть Объекта. Обороняющийся центр обычно связан с Объектом, и поддерживает его развитие. Остальные субъекты информационных войн, в первом приближении делят­ся на две категории: агенты влияния и заинтересованные лица.

Агенты влияния. Существуют исполнители планов органа управления информационной войной (Центра). Это личности или группы внутри или вне организации, которые претворяют в жизнь эти планы. Часто их называют агентами влияния. Они сделали ставку на ведение информационной войны, которая влияет на то, что они делают или будут делать. Они могут быть способными или неспособными выполнить миссию, действовать независимо или в команде.

Заинтересованные лица - термин, вошедший в научный оборот с середины 1960-х гг. для обозначения лиц или групп, без поддержки которых нельзя овладеть капиталом и властью. Заинтересованные лица получают выгоду или несут убыт­ки от деятельности Объекта. В зависимости от этого, они за­ интересованы в ведении или прекращении информационной войны, в том или ином ее исходе. Ре­альным получателем выгоды может быть большая группа лиц, в частности все граждане государства или держатели акций корпорации. Это может быть часть коллектива организации, все, кто оказывает или может оказать влияние на Объект. Как правило, это те, кто жаждет успеха. Они могут быть многочис­ленными и организованными, равнодушными, сопротивляю­щимися, пытающимися оказать давление, тесно связанными или расколотыми на множество фракций.

Для овладения капиталом и властью в каждом конкретном случае информационной войны должен создаваться особый механизм.

Механизм информационной войны - это совокупность правил и процедур прогнозирования, планирования, выделе­ния ресурсов и стимулирования ее ведения, направленных на достижение определенной цели. Для их исследования и разра­ботки используются модели, формализующие основные пра­вила ведения информационных войн. В их основе лежат даль­новидность, самоорганизация, обучение и адаптация заинте­ресованных лиц. Общие и принципиально сходные механизмы применяются в разнооб­разных комбинациях на разных уровнях - от малой социаль­ной группы до международного сообщества. Сами по себе механизмы информационных войн и произ­водные от них (например, так называемые «политические тех­нологии») нейтральны в той же мере, в какой нейтральна атом­ная энергия. Технологии информационных войн, как и ядер­ные технологии, имеют двойное назначение - они могут применяться во зло и на благо, быть наступательными и оборонительными. Подавляющие механизмы информационных войн приводят к упадку и разрухе. Развивающие механизмы могут стать надежной опорой индивидуального и общественного развития, повысить сопротивляемость, иммунитет граж­дан и общества к информационной агрессии.

Информационные войны ведутся на разных уровнях: от предприятия и корпорации до региона, государства и мира. Опыт показывает, что информационные войны почти одинаковы на корпоративном и государственном уровнях. Эффективные информа­ционные войны используют одни и те же элементы: неудовлет­воренность ситуацией, генерирование идеи, самоорганизацию, обучение, адаптацию и триумф.

Итог: Информационная война возникает, когда элемент социаль­но-экономической системы не удовлетворен своим положени­ем в ней. Чтобы перераспределить ресурсы в свою пользу или гарантировать безопасность, можно вывести систему из состояния равнове­сия и добиться своих целей в условиях конфликта. В XXI в. для этого широко используются информационные войны. Их альтернативой являются войны с привлечением войск, вооружения, военнои техники, которые ведут к колоссальному ущербу для сторон, но не гарантируют выигрыша агрессору. Информационные войны постоянно идут буквально во всех сферах человеческой деятельности.

1. Информационное противоборство идет в разных сферах человеческой деятельности, от бытовых до геополитиче­ских конфликтов. Человек может стать в нем победителем или жертвой, в зависимости от его готовности и умения вести информационную войну.

2. Участие в информационных войнах сопряжено с угроза­ми, ущербами и рисками. От участника требуется знание методов нейтрализации источников угроз и минимизации рисков.

3. На основе системного подхода определены объекты и субъекты информационных войн: органы управления, аген­ты влияния и заинтересованные лица.

4. Информационные войны ведутся на разных уровнях: от предприятия и корпорации до региона, государства и мира.

Литература:

Цыганов, В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический Проект, 2007

Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны [нет в источнике 979 дней ] было зафиксировано во время Крымской войны (1853-1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.

В ноябре 2001 г. в Перми были распространены листовки и газеты «Уездная Пермь. которая ранее не издавалась. В них сообщалось, что за последние несколько дней в городе выявлено около двадцати случаев заражения людей острыми кишечными заболеваниями. Причиной заражения стало якобы пиво «Толстяк производства ОАО Пермская пивоваренная компания». Так же говорилось, что дизентерийная палочка попала в пиво вместе с плохо отфильтрованной водой, поступающей на пивоваренный завод из Камского водозабора. Вскоре после этого в кабинете генерального директора Пермской пивоваренной компании Сергея Митрнева раздался звонок. Мужской голос запросил 15 тыс. долл. в обмен на прекращение распространения негативной информации о «Толстяке». В результате проведения оперативных мероприятий шантажист был взят с поличным сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью. Им оказался житель Екатеринбурга Дмитрий Михайлов.

Во время обыска на съемной квартире подозреваемого оперативники обнаружили большое количество материалов, свидетельствующих о широкой, планомерной и целенаправленной кампании против пермского пива «Толстяк и его производителя с соответствующей стратегией расходов, а также папка с разработкой стратегии продвижения торговой марки пива «Патра», выпускаемого в Екатеринбурге, на 2001-2002 гг. и анализом деятельности конкурентов.

Осенью 1993 г. Эдуард Россель потерял пост главы администрации Свердловской области, но приобрел он имидж незаслуженно обиженного страдальца за народ . Идея равенства всех субъектов Федерации, выразившаяся в форме провозглашения «Уральской Республики», была

поддержана на апрельском референдуме 1993 г

На волне сочувствия к гонимому властью Росселю, он легко победил 12 декабря 1993 г. на выборах в Совет Федерации, создал движение «Преображение Урала», а затем победил на выборах в областную Думу и в апреле 1994 г. стал ее председателем. В ходе активных переговоров с депутатами ему удалось объединить вокруг себя до 70 % законодателей. Получив статусный пост, Россель привлекал к себе союзников в элите, одним уже сегодня помогая решать их проблемы, а другим - обещая блага в случае своего возвращения в главное кресло области.
Для любого претендента вполне применяма стратегия Росселя - имиджевые дивиденды превращаются в статусную позицию, а та, в свою очередь, конвертируется в новые имидже вые дивиденды. Победа на одном из направлений позволяет получить более сильные позиции на другом.

Война нового типа в исполнении России пугает США

Российское общество пока не отдаёт себе отчёт в том, что оно уже живёт в цивилизации нового типа. Наука делит цивилизации на три вида: аграрная, индустриальная и информационная. В настоящее время мы живём именно в информационной цивилизации. Если каждая цивилизация осуществляет перенос методов, наработанных внутри неё, в военную сферу, превращая в оружие всякое действие, то информационная цивилизация становится полем информационных войн , когда информация применяется как оружие и это применение влечёт за собой такие же разрушительные для противника последствия, как если бы его оккупировала вражеская армия.

Только оккупация сегодня протекает незаметно для населения и не влечёт огромного количества убитых, искалеченных и раненых. Именно по этой причине информационная война более легко поддерживается обществом, чем война традиционная.

Информационная цивилизация отличается от своих предшественников тем, что в ней каналы обратной связи нагружены так же интенсивно, как и прямой, а горизонтальные коммуникации в обществе преобладают над вертикальными. В экономике этому требованию соответствуют рыночные капиталистические отношения, где главным условием является способность игроков действовать в условиях жёсткой конкуренции, уметь предвидеть и вводить инновации, а в политике это буржуазная демократия, где власть и общество постоянно ведут диалог и никакие действия власти невозможны без одобрения населения. Именно в поисках этого одобрения и возникла информационная цивилизация - вершина как искусства манипуляции общественным мнением , так и способов противостояния этой манипуляции.

Победа в информационной войне требует у правящего класса умения сформировать у народов определённую картину мира . Тот, кто сделал это, получил в руки мощное оружие . Это оружие называется идеологией, и СМИ в своих сообщениях строят материал таким образом, что имеющаяся в рамках данной идеологии картина мира лишь подтверждается. Ситуация, когда сообщения СМИ противоречат общепринятой картине мира, является кризисом, наподобие эпохи перестройки в СССР .

Искусство информационной войны требует создания инструментов для принятия решения самими людьми. Для этого нужно создать такие смысловые контексты, на основании которых противник будет принимать неверные решения. Любое событие, подаваемое СМИ, не имеет возможности быть оцененным вне определённого контекста. Контекст - это ключ к расшифровке , но сам по себе контекст - не только оценочный фон для текста, помогающий расшифровать и оценить сам текст, а совокупность других текстов, усвоенных ранее. Это называется «парадигмой» (говоря языком теории методологии науки – Кун , Лакатос, Поппер), дискурсом (философия языка Жака Дерриды), «языковой игрой» (поздний Людвиг Витгенштейн) - такая оценочная матрица, которая заключается во фразе Владимира Высоцкого: "Значит, нужные книжки ты в детстве читал ".

Это и есть контекст, на фоне которого мы всегда принимаем и оцениваем сообщения СМИ. Контекст - это наша система ценностей , моральные координаты, наша этика и эстетика. Одним словом - это идеология, то, во что мы верим, что считаем добром или злом и ради чего готовы отдать свою жизнь. Это то, за что мы добровольно приняли на себя ответственность перед лицом смерти.

Отсутствие внятно сформулированной идеологии в эпоху информационной войны - это путь к поражению. Как если бы вы на обычной войне отказались бы от инициативы и действовали бы по обстоятельствам, которые вам навяжет противник. Любое общество иерархично, а это значит, что каждое сообщение должно достигать своей цели. Коммуникации между уровнями иерархии становятся главным критерием жизнеспособности системы. Разрушение коммуникаций - главная цель информационной войны , так как в этом случае страна обезглавливается, разрушается связь между лидерами и страной. Примером работы на такое разрушение служит деятельность группы, формально символизируемой фигурой Навального . Эта группа стремится создать в обществе свою систему коммуникаций и отсечь своих последователей от коммуникаций системы.

Также эта группа всеми силами стремится создать свою запоминающуюся систему образов: несомый ОМОНом Навальный , который, подобно Паниковскому, несомому сотрудниками исполкома, так же покорно глядит в синее небо и изображает на лице страдание за народ, а эта картинка усилиями СМИ, подобно вирусу , разносится по умам и оседает там, вытесняя все сообщения, адресованные к рациональности и смысловому восприятию информации.

Эмоция, вызванная фотографией - давление на жалость - подавляет рассудочность текста. На неокрепшие умы, являющиеся главной целевой аудиторией Навального, это действует впечатляюще, хватая за сердце и вызывая праведное возмущение. Навальный стремится к образу юродивого, которого жестокий царь мучает за правду . Обращение к архетипу - важнейшая часть работы несистемной оппозиции с массовым подсознанием: юродивых на Руси чтили столетиями.

То, что Навальный не юродивый, а ряженный торговый агент геополитического конкурента , выступающий под маской рядового покупателя, массы не понимают, так как в образе, разносимом по коммуникационным каналам, это не отражено. Способность же к системному анализу и обобщению не является качеством большинства рядовых граждан, из которых и состоит управляемая разными эмоциональными фокусами масса последователей всяческой несистемной оппозиции, всей этой армии разномастных "народников", от сторонников бомбистов-эсеров до сторонников Навального, не понимающих, какую цель на самом деле преследуют их предводители.

Однако основная часть общества, носящая в себе следы воздействия советской воспитательно-пропагандистской системы, глубоко травмирована отсутствием внятной оценочной системы, формулируемой государством, и стремится заполнить вакуум , создавая свои коммуникационные сети, где распространяется та картина мира, которая сегодня разделяется патриотическим сегментом общества. И официальная картина мира, распространяемая по каналам официальных СМИ, сегодня всё больше учитывает запрос на «патриотическую» картину мира и корректирует в своих сообщениях трактовки потока событий, реагируя на меняющийся контекст.

Так функционирует информационная структура общества, которая создаёт определённую властную конфигурацию, которой подчиняется большинство . Это происходит потому, что при помощи господствующей системы информационных коммуникаций формируется тип человека в данном обществе . Создаётся информационный ореол для лидера общественного мнения , а профессии по мастерству презентации чего-либо становятся главными.

Способность трактовать событие в нужном свете. представить предмет в нужном качестве - главная компетенция нашего времени. Не случайно так популярные в последние годы стали тренинги по искусству продаж, умению вести переговоры, создавать сеть связей и знакомств - то есть выстраивать нужные коммуникации в среде своего обитания. Это не мода, это веление времени, проявление факта наступления информационной цивилизации. Именно поэтому политическая оппозиция, выстраивая свою систему коммуникаций. всеми силами старается презентовать своих лидеров и свои контексты, действуя по методам специалистов по продажам. Главной профессией времени становятся специалист по пиару и медиатор, специалист по переговорам в условиях конфликта .

В информационный век действующие политические, экономические и военные системы зависят от выстроенных информационных коммуникаций. Это создаёт уникальную ситуацию: страна может быть какой угодно отсталой в плане экономическом и военном, но в области информационных коммуникаций пользоваться самыми современными технологиями. Использование интернета сейчас стало таким распространённым, что в архаичных странах Ближнего Востока удалось с помощью соцсетей организовать целую серию "цветных" революций , разрушающих государственность и приводящих к военному поражению без войны только с помощью использования информационных методов ведения войны. Осознавая это, понятие» информационная безопасность" во многих странах стало содержанием законодательства, направленного на защиту национальной безопасности.

Информационные технологии сделали страны-агрессоры чрезвычайно уязвимыми против информационных контратак своих противников, которые очень быстро учатся у лидеров и применяют для самозащиты те же самые технологии. Коммуникации не только стали глобальными, но и породили новые возможности. События уже трудно скрывать, а трактовки трудно навязывать. Неожиданный триумф российского телеканала "Раша тудэй", применившего против Запада его же технологии информационного противостояния, вызвал настолько сильное смятение в правящих кругах США и Британии, что те не нашли ничего лучшего, как просто закрыть возможности для вещания российской телекомпании, хотя её глобальные возможности несопоставимы с возможностями западных СМИ.

Америку до сих пор трясёт от страха российского влияния на президентские выборы в США . Хотя Россия на публичном уровне просто распространяла своё видение ситуации в политическом раскладе проходящих в Америке выборов. Это всегда делали США, но оказались совершенно не готовы к тому, когда это стало применяться по отношению к ним.

Но самым интересным в этой истории является требование США от России неких гарантий, что Россия не будет использовать информационные технологии в своей борьбе , и принципиальное нежелание России такие гарантии Америке давать - в отсутствие встречных американских гарантий.

Мы видим, что США не на шутку испугались информационной войны с Россией . В настоящее время этот страх оказался сильнее, чем перед российским ядерным оружием, противостоять которому США научились. Методов же противостояния информационному оружию России в США пока не нашли и просто встали на путь подавления и запретов. Однако тактика обмена информационными ударами - самая опасная для того, кто стремится не выровнять игру, а победить в ней.

Рыночная экономика делает правительства всё более зависимыми от своего населения. Нынешняя политическая демократия не только невозможна без информационных механизмов, но и опирается на них. Скрыть от населения информацию не получается ни у кого. Успешное развитие общества в области экономики и политики невозможно без развития информационных потоков. Сейчас даже бабушки пользуются сотовыми телефонами и по пластиковым картам получают пенсию. В сфере образования дистанционные формы всё более успешно вытесняют дорогостоящее обычное обучение. Люди находят работу за тысячи километров от места проживания и не только выполняют заказы, но и получают оплату, так же, не прибегая к личному контакту с работодателем.

Торговля в интернете позволяет жить в Таиланде, закупать товары в Китае , продавать их в России, США и Казахстане и при этом иметь русское гражданство и не знать никакого языка, кроме русского - встроенные переводчики позволяют обойтись без этого. Какой-нибудь раскрученный интернет-магазин вполне может принадлежать старшекласснику , который вместо стрелялок и зависания в соцсетях два-три часа в день посвящает время интернет-торговле. Все сведения он получает по интернету. Даже 5 лет назад такое трудно было представить. Сейчас трудно представить, как без этого можно было жить.

В результате подобного прогресса происходит сближение военного и гражданского секторов. Именно коммерческий сектор повлёк за собой военно-техническую революцию. Что всё время говорит Россия в ответ на выпады США? Что наш ответ будет асимметричным. Это правильно - асимметричные атаки в информационной цивилизации позволяют боле слабому оппоненту успешно атаковать более сильного. Появляется возможность присутствовать на каком угодно удалённом театре военных действий, на тратя на это много сил и средств. Военное искусство под воздействием информационных технологий стало стремительно изменяться. Изменилась стратегия концентрации сил, так как в список уязвимых мест попали объекты инфраструктуры и оборудование, управляющее сложными системами управления.

Информационная война имеет дело с тем, как люди думают. Создание ложных представлений о реальности ведёт к совершению ошибок. Контроль инфосферы является главной целью информационной войны. Это та ситуация, когда США получают две угрозы, предотвратить которые они не в состоянии:

1. Другие государства, не обладающие по экономическим и военным критериям способностью конкурировать с США, в сфере информационной войны быстро приближаются к возможностям Америки и бросают ей вызов.

2. При этом противники просто копируют чужие технологии, совершая рывок в технологическом развитии и избегая огромных трат на исследования (стратегия "Гонка за лидером").

Выяснилось, что открытый тип общественного устройства США обладает огромным количеством уязвимых точек, по которым наносятся информационные атаки. Политические и юридические вопросы информационной войны до сих пор полностью не отработаны и не прояснены. Плюрализм же современных общественных систем на Западе не даёт возможности навязать обществу единое мнение в сфере информационного воздействия.

Методы манипуляций сталкиваются с методами противостояния манипуляциям, что требует от людей более серьёзной подготовки в сфере информации. Так, Запад последнее время применяет метод информационного давления на Россию, стремясь занять положение информационного доминирования. Широко используется метод информационного шума - для отвлечения сознания на множество второстепенных информационных поводов с целью перегрузить его и облегчить внушаемость.

Россия применяет метод информационного торможения и рассеивания по отношению к информационным потокам противника, в то же время ускоряя прохождение своей информации по каналам её распространения. При этом Россия создаёт свой контекст, что позволяет трактовать факты в иной интерпретации, чем это делает Запад.

Средств противостояния этой тактике у Запада нет, он вынужден глушить информацию, что ставит его в проигрышное положение. Целевые аудитории Запада просто применяют смену источника информации. Стремясь же проконтролировать все источники по максимуму, Запад надрывается финансово. Информационное пространство нельзя заблокировать, как это можно сделать с пространством физическим.

Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дипломатические представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.

Навязывание чуждых целей -- это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.

Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации -- от СМИ до почты и сплетен.

Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Методы ведения информационных войн

Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.

Составные части информационной войны.

  • 1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.
  • 2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию
  • 3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях
  • 4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.
  • 5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.
  • 6) прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Существуют три цели информационной войны:

  • 1. контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация).
  • 2. использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага
  • 3. повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Создание информационных агентств.

Важным этапом в деле коммуникационных новаций стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас,», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики.

В дальнейшем информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания. Для быстрого получения информации агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту.

Приведенный в начале пример информационной войны Украины и России, является лишь одним из немногих примеров. Но мало кто знает, что средства информационного воздействия применялись в первой Мировой войне. О которых и пойдет речь в данной статье.

Информационная война против Росси не прекращается тысячу лет.

Наши враги сильны, хитры и непримиримы. Они веками ведут против нас информационную войну. Победить нас тупо в лоб им так и не удалось, вот они и придумали хитрую войну, в которой нелегко разобраться, а ещё труднее сражаться...

Весьма поучительна, например, Крымская война 1853--1856 годов. Западная пресса, главным образом британская, сумела убедить европейское сообщество, что Николай I жаждет овладеть Константинополем (Стамбулом). И вот эта массированная длительная, хотя и насквозь ложная по сути, информационная артподготовка оказалась весьма действенной. Между тем Россия желала главным образом иметь право на свободный проход через Босфор и Дарданеллы и не желала такого права для третьих стран - входить через них в Чёрное море в случае военных конфликтов. Против России тогда выступили Британская, Французская и Османская империи и даже Сардинское Королевство, привлечённое посулами Франции помочь ему противостоять Австрии.

То есть уже тогда попытки России отстоять свои естественные интересы либо оказать помощь союзникам вызывали вооружённые конфликты мирового масштаба. Но стоит ли нам так углубляться?..

Русско-японская война 1904-1905 годов вынудила правительство России пойти на создание государственного Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПТА), организованного в 1904 году, так большинство российских СМИ проводили антиправительственную информационную политику. Дело дошло до того, что российские либералы слали поздравительные телеграммы японскому императору по поводу взятия Порт-Артура и гибели русского крейсера «Варяг». ИТАР-ТАСС ведет свою историю именно от СПТА. В 1912 году оно было переименовано в Петербургское телеграфное агентство (ПТА) и перешло в ведение Совета министров, а с 1915 года стало именоваться Петроградским. Петербургское телеграфное агентство имело свыше 200 корреспондентов в России и за границей и активно снабжало печать России информацией о внутренней и международной жизни.

Англия является не только крестой матерью данной войны но и ее участницей. Практически весь японский флот построен на британских верфях. В 1902 году англичане заключили с Японией договор, развязывавший Токио руки для нападения на Россию. То есть Англия обещала объявить войну России в случае вмешательства на её стороне какой-либо третьей страны. А в 1905 году был подписан договор с микадо, по которому Британия обязывалась включиться в сражение в качестве сообщника Японии, не ожидая появления у России какого-либо союзника.

  • - Так ведь ещё Александр II учил наследника, что настоящих союзников у нас не было никогда, кроме собственной армии и флота...
  • - Правильно, и очередным тому доказательством, стала Первая мировая война. Здесь обычно сразу вспоминают о выстреле сербского националиста Гаврилы Принципа, поразившем 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу. Повод обращают в причину. Между тем исходные планы войны против Сербии и её защитницы России разрабатывались Берлином и Веной годами раньше. Фердинанд погиб в июне, а рейхсвер был приведён в полную готовность уже в марте, то. есть за три с половиной месяца до выстрела в Сараево! Этому есть документальные доказательства.

Многие ключевые документы возникновения и хода Первой мировой на Западе не рассекречены. Часть архивов, попавших к англичанам и американцам в 1945 году и ставивших под сомнение официальные западные версии событий 1914--1918 годов и её последствий, были подвергнуты не разглашению или обречены на бессрочное забвение.

Еще накануне Первой мировой войны резко усилилась пропаганда милитаризма и шовинизма практически во всех странах.

Милитаримзм (фр. militarisme, от лат. militaris -- военный) -- государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом и т.д.

Шовинимзм (фр. chauvinisme) -- идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

Данная пропоганда ложилась на вздобренную почву. Развитые индустриальные государства, добившиеся ощутимого превосходства в экономическом развитии в сравнении с другими народами, стали ощущать и свое расовое, национальное превосходство, идеи которого уже с середины XIX в. культивировались отдельными политиками, а к началу XX в. становятся существенным компонентом официальной государственной идеологии. Так, созданный в 1891 г. Пангерманский союз (с 1891 по 1939 гг. один из сильнейших идеологических центров в Германской империи. Его программа была экспансионистской, пангерманской, милитаристской и национальной) открыто провозгласил главным врагом вошедших в него народов Англии, призвав к захвату принадлежащих ей территорий, а также России, Франции, Бельгии, Голландии. Идеологическим основанием этого стала концепция о превосходстве немецкой нации. В Италии велась пропаганда расширения господства в Средиземном море; в Турции культивировались идеи пантюркизма с указанием на главного врага -- Россию и панславизм. На другом полюсе -- в Англии процветала проповедь колониализма, во Франции -- армейского культа, в России -- доктрина защиты всех славян и панславизма под эгидой империи.

В середине первой мировой войны делались первые попытки проведения радиодезинформации. Так, весной 1916 года командование западного русского фронта старалось скрыть направление подготавливаемого на март наступления, для чего развернуло севернее города Молодечно (Минская область) радиостанции, поддерживающие радиосвязь со штабами 4-й и 10-й армий. Немцы, разведав работу радиостанций, подтянули в этот район резервы. Но впоследствии, раскрыв радиодемонстрацию с помощью воздушной разведки, они передали русским открытую радиограмму: «Пожалуйста, не беспокойтесь, все это мистификация». Этот пример показывает, что радиообмен может иметь успех только в сочетании с другими мерами введения противника в заблуждение, проводимыми в боевых действиях.

Первая мировая война стала поворотным пунктом в развитии теории и практики пропаганды. В самом начале войны правительства воюющих стран, за исключением Германии и России, пришли к выводу о необходимости создания специальных органов для оказания информационно-психологического воздействия на войска и население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах и внутри своих стран.

В 1914 году при министерстве иностранных дел Великобритании было создано бюро военной пропаганды, позднее управление военной информации, которое в дальнейшем было преобразовано в министерство информации. Министерство осуществляло пропаганду среди военнослужащих и населения зарубежных стран. В августе 1915 года при 2-м отделе генерального штаба министерства обороны Франции был создан отдел службы военной пропаганды, задачей которого являлось воздействие на противника с помощью листовок. В каждой французской армии имелся самолет для распространения печатных материалов. В 1917 году в ведение информационного противоборства включились и США. Президент США Вильсон создал Комитет по общественной информации под председательством Джорджа Криля Криля (журналист, политик, и, наиболее известный, глава Соединенных Штатов Комитет по общественной информации, пропаганды и т. д.)

В деятельности этого Комитета и просматривается зарождение взаимосвязи информационного противоборства. Задача Комитета состояла именно в том, чтобы мобилизовать общественное мнение внутри страны на поддержку как участия Америки в войне, поскольку общественное мнение раскололось надвое сразу же после объявления войны.

Органы пропаганды Англии, Франции и Америки, в особенности Англии, вели страшную борьбу словом, печатью, фильмами и... валютой, распространяя эту борьбу на территории вражеские, союзнические и нейтральные, внося ее в области военную, политическую, моральную и экономическую. Тем более, что Германия в особенности давала достаточно поводов для того, чтобы пропаганда обладала обильным и неопровержимо уличительным материалом. Трудно перечислить, даже в общих чертах, тот огромный арсенал идей, которые шаг за шагом, капля по капле, углубляли социальную рознь, подрывали государственную власть, подтачивали духовные силы врагов и веру их в победу, разъединяли их союз, возбуждали против них нейтральные державы, наконец, подымали падающее настроение своих собственных народов.

В зиму 1915-1916 гг. в русской армии усилилась добровольная сдача в плен. По этому поводу разными штабами было выпущено изрядное количество приказов и разъяснений, однако сдача в плен русских солдат продолжалась.

Тогда решили прибегнуть к агитации. Некий Навоев написал брошюрку под названием -- «Как живется нашим пленным в Германии и Австро-Венгрии». Ставка издала эту брошюрку в количестве 200.000 экземпляров для распространения среди войск, в надежде, что она поможет убедить солдат не сдаваться в плен.

Ставка занималась не только выпуском брошюр, но издавала также воззвания и прокламации. Так, председатель государственной думы Родзянко прислал в Ставку написанное неким Арди воззвание к болгарам и предлагал его распространить при помощи французских летчиков. Ген. Алексеев нашел мысль правильной, хотя «на богатые результаты рассчитывать нельзя» и предложил разработать порядок ее осуществления. Воззвание показали французскому генералу де-Лягиш, который тоже нашел «мысль правильной» и посоветовал телеграфировать текст воззвания русскому военному агенту во Франции с тем, чтобы тот договорился с французской главной квартирой относительно напечатания и распространения его при помощи аэропланов. Некоторое количество этого воззвания было напечатано в России и передано штабу Черноморского флота с получением разбросать листки с гидропланов.

Мы считаем необходимым остановиться еще на одном «плане организации революционной пропаганды в Германии», представленном командующему войсками Московского военного округа в марте 1917 г. профессором Московского университета Р. И. Венгловским.

Суть этого «плана» заключалась в следующем. Венгловский, по его словам, с самого начала войны вел наблюдения за настроениями находящихся в Москве германских и австрийских пленных. В результате, после февральской революции эти наблюдения привели его к заключению, что военнопленные «горячо хотели бы, чтобы подобный переворот возможно скорее совершился и у них, чтобы это привело к давно желанному миру».

Это навело Венгловского на мысль о «необходимости немедленно же и в широком масштабе прибегнуть к грандиозной пропаганде революционных идей свержения правительств не только в неприятельских войсках, стоящих на фронте, но и в глубоком тылу». На эту пропаганду Венгловский возлагал большие надежды, считая, что она «поможет нам больше, чем самая большая стратегическая победа».

Для ведения этой пропаганды «в грандиозном масштабе» Венгловский предлагал создать комитет, в состав которого «входили бы люди соответствующих специальностей».

Комитет прежде всего должен был выпустить ряд воззваний, организовать доставку их «в громадном количество во все уголки нашего фронта». Далее, в комитете должен был быть создан «секретный отдел», который организовал бы посылку в Австрию, Болгарию и Германию «самоотверженных лиц для пропаганды революционных идей во вражеском тылу». Комитет должен был уделить «исключительное внимание отправляемым на родину инвалидам и распропагандировать их так, чтобы они поскорее зажгли у себя дома пожар революции». В заключение Венгловский просил поручить ему организацию этого комитета.

Командующий войсками в срочном порядке направил «план» Венгловского военному министру с просьбой разрешить Венгловскому организовать в Москве этот комитет, как «в центральном месте, под моим руководством и наблюдением». Военный министр одобрил этот «план» Венгловского и вызвал последнего в Петроград для личных переговоров. Чем кончились эти переговоры, -- нам неизвестно, но об этом комитете и о его работе в дальнейшем ничего слышно не было.

Весьма своеобразные способы агитации и пропаганды применялись в местностях, занятых русскими войсками. Об одном таком способе рассказывает Л. Войтоловский. По его словам в начале 1915 года заведовавшему полевой хлебопекарней № 269, некоему Бобкову было поручено вести пропаганду среди населения занятого русскими кусочка Галиции. В качестве руководства по этой работе ему была дана брошюрка, составленная военно-цензурным управлением генерал-квартирмейстера штаба главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта, содержавшая в себе следующие главы: «Современная Галичина. Этнографическое и культурно-политическое состояние ее в связи с национально-общественными настроениями».

В этих «главах» содержались всевозможные жандармские поучения: как обращаться с завоеванным населением, кого считать друзьями и врагами России, как выведывать политические секреты, как подбрасывать прокламации и как их составлять, какие песни поют и как одеваются сторонники России и пр. и пр.

Особое внимание было уделено прокламациям, которые неизменно заканчивались призывом: «..Кидай оружие и отдавайся православному воинству, которое примет тебя не як военного пленника, а як родного брата, вертаючего с неволи под стреху родной хаты. Кидай оружие, щобы в велику хвилю освобождения Галицкой Руси не лилась кровь брата от руки брата».

Распространение такого рода прокламаций Бобков должен был производить следующим образом. Население голодало. Старики и дети всегда собирались вокруг хлебопекарни и выпрашивали хлеб. И вот, Бобков вместе с ломтиком хлеба должен был давать им и эти прокламации. Это -- действительно исторический пример агитации.

Вот, можно сказать, почти все, что царское военное ведомство пыталось во время войны делать по внутренней и внешней агитации и пропаганде. Таким образом, у Ставки не было никаких средств, не только для ведения активной борьбы против разложения армии, но и для противодействия немецкой пропаганде, все более и более разраставшейся. Что все эти отдельные, разрозненные агитационно-пропагандистские наскоки цели не достигали и ожидаемых результатов не давали, об этом, конечно, говорить не приходится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общие предпосылки формирования новой системы организации государственной власти накануне Первой мировой войны. Анализ государственного управления России в период временного правительства. Развитие реформирования России. Реформирование в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Россия в предвоенные годы. Общественный строй в годы Первой мировой войны. Государственный аппарат, общественные организации. Расширение прав губернаторов и военных властей в местном самоуправлении. Административное и финансовое законодательство.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Роль органов суда и прокуратуры в период Великой Отечественной войны. Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны. Состав уголовного законодательства. Источник процессуальных норм в деятельности военных трибуналов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Изучение истории возникновения нейтралитета. Анализ понятия нейтралитета государства во время войны. Действия государства при вступлении на нейтральную территорию неприятельских отрядов. Ответственность за нарушение нейтралитета нейтральным государством.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Возможность уменьшения страданий людей, причиняемых войной, посредством норм международного гуманитарного права. Связь войны с политикой и с государством как важнейшим политическим институтом. Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Изменения судебной системы в годы войны, военные трибуналы. Перемены в трудовом законодательстве. Судебная практика по контрреволюционной агитации. Социальный состав осужденных. Распространённые сюжеты контрреволюционной агитации и пропаганды в СССР.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2017

    Идея правового государства, ее концепция и история становления. Соотношение понятий "правовое государство" и "гражданское общество". Формирование правового государства в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010